У синхронных электродвигателей кроме повреждений пусковых (демпферных) клеток, аналогичных повреждениям короткозамкнутых обмоток асинхронных электродвигателей, часто имеют место нарушения контакта между сегментами пусковой клетки и межполюсными соединениями обмотки возбуждения.
Причиной нарушения контакта служит некачественное лужение поверхностей сегментов или применение хрупкого припоя.
Характерной неисправностью ротора синхронного электродвигателя бывает пробой изоляции обмотки возбуждения, который наступает, как правило, из-за перетирания корпусной изоляции при неплотной посадке катушки на сердечник. Неплотная посадка может быть в результате недостаточной толщины изоляционной прокладки под катушку полюса, а также самоотвинчивания болтов крепления сердечника полюса к ободу.
При осмотре ротора обращают внимание на состояние соединений пусковой обмотки, межполюсных соединений, полюсных катушек и крепление их. Проверяют затяжку болтовых соединений. Контактные поверхности не должны иметь следов перегрева. Места пайки стержней пусковой обмотки с сегментами проверяют аналогично асинхронным электродвигателям. На межполюсных соединениях выявляют следы перегрева и дефекты изолировки.
Плотность установки катушек проверяют простукиванием (молотком массой до 0,5 кг) в торец изоляционной прокладки. При слабой посадке катушки наблюдается дребезжание изоляционной прокладки. Слабую посадку катушек устраняют подтяжкой болтов крепления полюса. Если подтяжка не дает удовлетворительного результата, то устанавливают дополнительные прокладки. При этом заменяют прокладки с трещинами. Установкой новых шайб обеспечивают превышение плоскости шайбы над посадочной поверхностью сердечника полюса на 0,1—0,2 мм. Это в свою очередь обеспечивает плотность установки катушки и не уменьшает воздушный зазор между башмаком полюса и статором. После установки новых прокладок и обжатия крепления сердечника полюса к ротору проверяют воздушный зазор между статором и сердечником полюса.
Пайку межполюсных соединений выполняют припоем марки ПОС-40 электроклещами или ацетиленовой горелкой. Перед выполнением пайки катушки и изоляционные прокладки закрывают асбополотном. После выполнения пайки опиливают межполюсные соединения, удаляя наплывы, а затем изолируют их стеклотканью и покрывают стеклолентой. Устранение дефектов пайки стержней пусковой обмотки с короткозамыкающими сегментами выполняют медно-фосфористым припоем аналогично асинхронным электродвигателям.
Для устранения подгаров и отслаивания полуды демонтируют поврежденные полюсы, зачищают контактные поверхности шинок до металлического блеска, обезжиривают бензином, подсушивают, погружают в раствор флюса, а затем в расплавленный припой ПОС-40. Качество полуды определяют осмотром. Демонтаж поврежденного полюса и монтаж восстановленного выполняют с помощью приспособления для замены полюсов. При снятом полюсе принимают меры от самопроизвольного проворачивания ротора, если ротор установлен на устройство для поворачивания.
Проверяют качество паек и болтовых соединений токопровода, соединяющего катушки полюсов с контактными кольцами.
Щеточный аппарат перед осмотром продувают сжатым воздухом. Проверяют состояние изоляционных втулок и шайб и при необходимости заменяют их. Состояние изоляции должно быть не ниже значений, приведенных выше.
Рис. 1. Щеткодержатель
При обнаружении загрязнения колец маслом выясняют и устраняют причину попадания масла на кольца и щетки. Заменяют изношенные щетки новыми, предварительно притерев их к поверхности кольца. Зазоры между щеткой и обоймой должны быть в пределах 0,2— 0,5 мм, а между щеткодержателем и контактной поверхностью кольца 2— 2,5 мм. Контактную поверхность контактных колец шлифуют стеклянной бумагой так, чтобы шероховатость рабочей поверхности была не грубее 2,5 мкм.
Таблица 1. Допустимые радиальные биения контактных колец
Рабочая частота вращения. об/мни | Биение, мм. при диаметре | контактных колец | ||
250-355 мм | 355-630 мм | Более 630 мм | ||
До 250 | 0,04/0,07 0,03/0,06 | 0,05/0,08 0,03/0,06 | 0,06/0,1 |
Примечание. В числителе указано значение биения при холодном состоянии, а в знаменателе при горячем состоянии контактных колец.
Размещение щеток на кольцах выполняют с учетом возможного осевого перемещения ротора в пределах регулирования сегмента подпятника опорным болтом.
Усилие нажатия, воспринимаемое щеткой от пружины щеткодержателя, прижимающей ее к контактному кольцу (рис. 1), проверяют динамометром, закрепленным за рычажок. Оно должно соответствовать ТУ и ГОСТ.
Биение торцевых поверхностей контактных колец не должно быть более 0,5 мм. При обнаружении биения контактных колец, приводящего к искрению щеток и обгоранию контактных колец, их протачивают и шлифуют, а затем протирают неволокнистой ветошью, слегка смоченной бензином. Проверку радиального биения контактных колец выполняют индикатором через щетку. Радиальное биение рабочей поверхности контактных колец в холодном и горячем состояниях не должно превышать значений, указанных в табл. 1.
Указанные значения биения допускаются только при условии его плавного изменения и равномерного распределения по окружности кольца. Биение контактных колец измеряют индикатором через приработанные щетки или специальную вставку индикатора при окружной скорости не более 1 м/с. Измерение биения следует производить в холодном состоянии при температуре окружающего воздуха не более 38 °С, а в горячем состоянии после прогрева вращающейся машины под током до установившейся рабочей температуры.
При проведении контроля биения контактных колец следует соблюдать меры безопасности: при работе под напряжением необходимо пользоваться защитными диэлектрическими средствами; обеспечить надежную изоляцию индикаторной головки от корпуса машины. Контроль биения выполняют специалисты, аттестованные не ниже 3-й квалификационной группы по технике безопасности.