Короткозамкнутые обмотки роторов выполняются литыми или сварными. Типичные повреждения литой обмотки — разрыв короткозамыкающего кольца и обрыв стержня в пазу. Для сварной обмотки характерно ослабление или нарушение контакта между стержнями и короткозамыкающим кольцом, а также обрыв или подгар стержней.

При осмотре сварной обмотки необходимо обращать внимание на факторы, которые могут привести к обрыву стержня или его распайке с кольцом. К таким факторам относятся: наличие цветов Побежалости на кольцах в местах паянных соединений со стержнями; подгар болтов, соединяющих сегменты короткозамыкающей обмотки явнополюсных синхронных машин; волнообразный изгиб короткозамыкающих колец или стержней; прогиб выступающих из сердечника концов стержней; смещение обмотки (беличьей клетки) вдоль ротора.

Установка вставки стержня сварной короткозамкнутой обмотки
Установка вставки стержня сварной короткозамкнутой обмотки:
1 — короткозамкнутое кольцо: 2 — вставка; 3 — стержень

Ремонт литой обмотки.

Трещины короткозамыкающего кольца устраняют пайкой (если число трещин более двух на кольцо, обмотку не восстанавливают). Поврежденные места очищают и промывают бензином. Места трещин расширяют и разделывают по форме ласточкиного хвоста, но не более чем на 2/3 толщины кольца. Ротор устанавливают так, чтобы поврежденное место располагалось горизонтально, нагревают его газовой горелкой до 350...400 С и залуживают припоем (15% олова, 20% кадмия и 65 % цинка, либо 63 % олова, 33 % цинка и 4 % алюминия). В процессе лужения протирают поверхность щеткой из кардоленты. Облуженную трещину после этого заполняют одним из указанных припоев, подавая его с прутка. Излишки припоя снимают стальной горячей гладилкой. Трещины могут устраняться также аргонно-дуговой сваркой. Литые обмотки, имеющие разрывы стержней не восстанавливаются.

Ремонт сварной обмотки.

При ослаблении или нарушении контакта стержня с кольцом необходимо зачистить и пропаять его медно-фосфорным припоем. При пайке нельзя допускать перегрев меди. При ослаблении стержня в пазу выполняют расчеканку ударами чекана по прямоугольной части стержня на всей длине сердечника.
Если трещины неглубокие (не более 0.25 толщины стержня) и расположены на выступающей из сердечника часта стержней, их устраняют сваркой. Если трещина более глубокая, то стержень в этом месте разрезают и удаляют, высверливая участок, примыкающий к короткозамкнутому кольцу /, через отверстие в кольце в стержне 3 высверливают отверстие глубиной 67 мм и на место удаленной части стержня устанавливают вставку 2 При пайке медно-фосфорным припоем зазор а должен быть равен 0,2 мм, а при пайке серебросодержащим припоем (применяется при линейных скоростях ротора от 50 м/с и выше) — 0,1 ...0,15 мм.
При необходимости удалить стержень целиком его высверливают сверлами с удлиненными хвостовиками. Кроме того, можно прорезать стержень через шлиц в пазу, ослабив его посадку, после чего выбить из паза на 50...80 мм и извлечь, используя механизм с захватом. После ремонта необходимо провести динамическую балансировку ротора.