Распространенный дефект стали — ослабление ее прессовки. Характерным признаком дефектных мест является налет пыли кирпичного цвета (следы контактной коррозии) и повреждение активной стали вследствие задевания ротора, обрыв дистанционной распорки пакета сердечники статора
Рис. 2. Дефекты активной стали статора
Из-за повышенной вибрации ослабленных сегментов пакета происходит излом лепестков стали у основания зубца, истирание лаковой пленки и местный нагрев, вызывающий оплавление участка стали.
Перегрев и оплавление активной стали статора может вызвать попадание посторонних металлических предметов в пазовую часть, появление заусенцев, а также механические повреждения расточки статора от задевания ротора (рис.1). При пробое изоляции катушек обмотки статора в пазовой части образующейся дугой оплавляется активная сталь, увеличивая зону повреждения и, соответственно, объем восстановительного ремонта.
У синхронных электродвигателей типов СДСЗ и СДМЗ иногда обрываются нажимные пальцы активной стали статора и дистанционные распорки пакетов, вследствие их недостаточного крепления. Дефекты приводят к местному ослаблению сердечника и повреждению обмотки (рис.1).
Повреждения короткозамкнутых роторов асинхронных электродвигателе. В электродвигателях типов АНЗ, ДАЗО, А, A3 наиболее часто повреждается беличья клетка (трещины в стержнях и их обрыв) из-за ослабления стержней в пазу и нарушения контакта в местах пайки стержня с короткозамыкающими кольцами вследствие роста вибрации и знакопеременных деформаций стержня (рис. 2, а). Своевременно не обнаруженная трещина, прогрессируя, приводит к надлому стержня, который под действием центробежных сил изгибается и обламывается, повреждая изоляцию лобовых частей обмотки статора. Вследствие возникшего небаланса увеличивается вибрация электродвигателя. Трещины и некачественные пайки стержней увеличивают активное сопротивление обмотки ротора, ухудшают пусковые характеристики и нарушают нормальную работу электродвигателя.
Алюминиевые короткозамкнутые обмотки электродвигателей типа АНЗ повреждаются из-за недостаточной механической прочности в связи со значительным повышением температуры обмотки. После замены алюминиевых обмоток медными, выполненных по рекомендации завода- изготовителя, повреждений не наблюдалось.
Рис. 2. Повреждение роторов асинхронных электродвигателей:
а - обрыв стержня
Низкая надежность обмоток роторов электродвигателей типа A3-12-52-4 — результат завышенного технологического зазора между стержнями ротора и пазами, а также следствие частых и тяжелых пусков электродвигателя, вызывающих значительные термомеханические напряжения в элементах обмотки. Повреждения короткозамкнутых роторов случаются при включении электродвигателей, вращающихся в момент пуска в обратную сторону.
У электродвигателей типа АТД имеет место ослабление посадки бандажных колец на короткозамыкающие кольца из-за недостаточных натягов (по сравнению с чертежными) при изготовлении или ремонте бандажного узла. Дефект прогрессирует при работе, так как бандажное кольцо разбивает посадочное место короткозамыкающего кольца из-за увеличивающейся вибрации.
На электродвигателях типа ДАЗО-2-18-59-10У1 иногда образовываются трещины в местах приварки ребер к валу ротора. Прогрессируя, эти последние развиваются, занимая по окружности дугу до 340°, вызывая резкое нарастание вибрации. На электродвигателе типа АВ-8000/6000У-3 поломка вала ротора происходит после заклинивания гидромуфты, соединяющей электродвигатель с насосом (рис. 2, б).