Эксплуатация электродвигателей, как правило, осуществляется в специальных помещениях, оснащенных мостовым краном или кран-балкой соответствующей грузоподъемности.
Планирование и подготовка ремонтов.
Планирование ремонтов электродвигателей ведется в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» (ПТЭ) по системе планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Планово-предупредительный ремонт включает в себя комплекс мероприятий: техническое обслуживание и надзор во время работы; периодическое проведение текущих и капитальных ремонтов; проведение профилактических испытаний в соответствии с требованиями «Норм испытания электрооборудования».
Периодичность и сроки проведения ремонтов электродвигателей увязываются с ремонтом приводимых агрегатов. Это способствует снижению трудозатрат на центровку агрегата с двигателем, подготовку рабочего места оперативным персоналом и т. д. Периодичность ремонтов устанавливается графиком, утвержденным главным инженером предприятия.
При планировании сроков капитальных и текущих ремонтов учитывается техническое состояние электродвигателей, определяемое в процессе эксплуатации (состояние подшипников, нагрев активных частей и т. п.). Ежегодные графики ремонтов составляются электроцехом предприятия, эксплуатирующего электродвигатель, и согласовываются с подрядной организацией, выполняющей ремонт электродвигателей.
В соответствии с графиком ремонта ведется подготовительная работа, которая включает в себя: составление графика работ с указанием перечня приспособлений, необходимых для ремонта электродвигателей и сроков их изготовления или доставки на ремонтную площадку; заготовку необходимых материалов и запчастей; подготовку противопожарных мероприятий и мероприятий по технике безопасности; разработку и согласование со смежными цехами проекта организации специальных работ. Эти работы выполняются персоналом эксплуатирующей и подрядной организаций.
До вывода электродвигателей в ремонт все вышеперечисленные подготовительные работы должны быть закончены, ремонтный персонал должен быть укомплектован в бригады, ознакомлен с объемом предстоящих работ и конструктивными особенностями электродвигателей. До начала работ руководитель ремонта должен ознакомиться с отчетной документацией о ранее выполненных на этих электродвигателях ремонтах, обращая особое внимание на результаты предыдущего ремонта, на время, отработанное подшипниками после их замены и смены смазки, на значение воздушных зазоров и зазоров в подшипниках, на результаты испытаний. Должны быть также учтены замечания о работе электродвигателей (перегрев обмотки, активной стали, вибрационное состояние, температура подшипников).
Организация рабочих мест для ремонта двигателей.
Наиболее прогрессивной формой ремонтного обслуживания электродвигателей является централизованный ремонт в условиях мастерских, производственных ремонтных предприятий (ПРП), оснащенных необходимым оборудованием и оснасткой для выполнения всех трудоемких разборно-сборочных и ремонтных операций.
Любой вид типового ремонта, для выполнения которого необходимо отсоединение электродвигателя от фундамента и агрегата, целесообразно выполнять в условиях специальной мастерской. Для доставки электродвигателей в мастерскую должны использоваться соответствующие транспортные средства, а грузоподъемные механизмы мастерской должны обеспечить их разгрузку.
Для выполнения любого вида ремонта прогрессивными методами, обеспечивающими высокую производительность труда и качество ремонта, мастерская должна оборудоваться энергетическими разводками (сжатый воздух, водопровод, электропитание на различных напряжениях) и иметь в своем составе: камеру для пневмогидравлической очистки электродвигателей, установку для мойки деталей, покрасочную и сушильную камеры, стапели для разборки электродвигателей с вертикальным валом, кантователи для статоров, подставки для статоров, подставки для установки и проворота роторов, станок для балансировки роторов, станок для изготовления пазовых клиньев, сверлильный и заточный станки, комплект съемников (гидравлических и винтовых), комплект приспособлений для извлечения секций обмоток статоров электродвигателей, стеллажи для размещения узлов и деталей при разборке электродвигателей и верстаки для ремонта узлов и деталей электродвигателей.
При выполнении в мастерской восстановительного ремонта электродвигателей кроме вышеперечисленного оборудования в ее состав должны входить: камера для отжига всыпных обмоток, установка для извлечения всыпных обмоток, намоточные станки, пропиточная ванна и установка для заливки подшипников скольжения.
Изготовление резервных катушек для статорных обмоток электродвигателей высокого напряжения с микалентной и другой изоляциями целесообразно производить на крупных базах, имеющих оборудование для компаундирования, что способствует обеспечению высокого качества и увеличению ресурса работы.
При отсутствии мастерских для централизованного ремонта электродвигателей могут быть организованы ремонтные площадки.
Под «ремонтной площадкой» подразумевается свободная площадь, предназначенная для перегрузочных операций и размещения при капитальном ремонте сборочных единиц и деталей оборудования, ремонтных приспособлений и оснастки, а также для выполнения ремонтных операций, которые по условиям технологии необходимо производить вблизи ремонтируемого оборудования. Ремонтные площадки должны оборудоваться энергетическими разводками и находиться в зоне действия грузоподъемного средства.
Под энергетическими разводками подразумеваются разводки кислорода, ацетилена, сжатого воздуха давлением (4—6)10® Па и технической воды давлением 4Х ХЮ5 Па, а также стационарная электросеть напряжением 380/220 В для обеспечения электросварочных работ, подключения электроинструмента через преобразователь частоты напряжением 36 В (220 Гц) и переносных ламп через трансформатор 220/12 В.
Ремонтная площадка должна иметь общее и местное электроосвещение.