Содержание материала

  1. ПЕРЕШИХТОВКА СЕРДЕЧНИКОВ

Полную перешихтовку сердечников с переизолировкой листов активной стали производят при нарушении  межлистовой изоляции, что может явиться результатом ее естественного старения при длительной эксплуатации машины или произойти из-за чрезмерного нагрева сердечника. В этом случае, как правило, переизолируют все листы активной стали.
Полную перешихтовку также выполняют при выплавлении большого объема стали и повреждении изоляции многих листов. В этом случае поврежденные листы после их исправления и переизолировки равномерно распределяют по всему сердечнику; переизолировка всех листов сердечника не обязательна.
Если выгорел небольшой объем стали, но повреждение ,не может быть устранено местным ремонтом (замыкание листов распространилось в глубь сердечника), то расшихтовку обычно ведут до места повреждения и после ремонта листов их равномерно распределяют по объему расшихтованной части сердечника (частичная перешихтовка).
Ниже рассматривается перешихтовка сердечников только крупных машин, так как перешихтовка сердечников машин средней и тем более малой мощности экономически нецелесообразна и производится в весьма редких случаях.
Как правило, перешихтовку крупных электромашин в настоящее время ремонтные предприятия выполняют  на месте их установки, организуя соответствующие ремонтные участки у заказчика. Это объясняется тем, что перевозка крупных машин на ремонтные заводы сложна и продолжительна; кроме того, не все заводы имеют необходимое оборудование для выполнения работ по перешихтовке сердечников.
Ремонт сердечников с перешихтовкой «а электромашиностроительных заводах был бы с точки зрения производительности и качества работ наиболее желательным, но занятость заводов выпуском новой продукции и сложность транспортировки делают этот процесс  продолжительным, что не может в большинстве случаев удовлетворить требования эксплуатации в части сроков ремонта.
Хотя технология перешихтовки сердечника зависит от способа его крепления (конструкции) в станине для статоров, на остове — для роторов и якорей, а также от оснащенности ремонтного участка необходимым оборудованием и приспособлениями, имеются общие рекомендации по подготовке к перешихтовке и самой перешихтовке сердечников.
Работы по перешихтовке сердечников крупных электрических машин состоят из следующих операций:

  1. Дефектовка сердечника с выяснением конструкции его крепления и объема предстоящих работ.
  2. Подготовка необходимого ремонтного оборудования, изготовление приспособлений и специального инструмента.
  3. Расшихтовка сердечника.
  4. Переизолировка листов активной стали (и их ремонт при необходимости).
  5. Шихтовка и прессовка сердечника.
  6. Испытание сердечника.

Наиболее трудоемкой операцией является прессовка шихтуемого сердечника.
При выполнении работ по перешихтовке сердечников крупных быстроходных электрических машин с большой длиной сердечника на месте их установки изготовляют специальное приспособление для прессовки активной стали гидродомкратами. Наличие этого приспособления в основном определяет большую производительность и высокое качество работы и делает этот вид ремонта экономически целесообразным. Если переизолировку листов активной стали невозможно выполнить на ближайшем электромеханическом заводе, то потребуется установка передвижной лакировальной машины (лак-машины), которую необходимо иметь ремонтному предприятию, выполняющему такие работы.

Описание лак-машины и технология переизолировки листов приведены  в § 7.
Как указывалось, необходимость в перешихтовке сердечников статоров встречается более часто, чем роторов и якорей, поэтому для сердечников статоров рассматривается технология полной перешихтовки (вручную и с использованием гидродомкратов), а для сердечников роторов и якорей — только частичной перешихтовки.
Установка статора
Рис. 35. Установка статора и расположение приспособлений для перешихтовки сердечника вручную прессующими технологическими шпильками.
Положение приспособлений: а — до распрессовки; б — при расшихтовке; в — при промежуточной прессовке; г — при окончательной прессовке.
Ниже рассматривается перешихтовка с прессовкой вручную сердечника статора крупной тихоходной машины с глухой станиной и креплением листов активной стали на клиньях «ласточкин хвост» (рис. 35) с одним нажимным кольцом статора 5 и креплением его к станине запорными шпонками 6. Сердечник имеет внутренний и наружный диаметры соответственно 2000 и 2570 мм и состоит из 10 пакетов; количество пазов 144, пазы от-
крытой формы размером 18x85 мм; по окружности сердечника укладывается восемь сегментов.
Как говорилось выше, до начала непосредственных работ по перешихтовке выполняют дефектовку сердечника. Для этого составляют эскиз сердечника с указанием точных размеров паза и диаметра расточки в трех сечениях — посредине и у вторых от края пакетах. В каждом сечении замер производят в двух взаимно перпендикулярных направлениях с помощью штихмаса, снабженного микрометрической головкой. Также замеряют общую ширину и размеры пакетов, учитывая, что сердечник может комплектоваться из пакетов разной ширины, особенно крайних; отмечают способ крепления сердечника в станине, расположение деталей крепления и предполагаемую систему шихтовки.
По данным дефектовки изготовляют требуемые приспособления и инструмент. Сюда в основном входят: опорное кольцо 2, прессующее кольцо //, прессующие технологические шпильки 9 с гайками 10 и подкладочные втулки 13, сборочные калибры 12, рихтовочные и контрольные калибры.