Содержание материала

Проведение принципов хозяйственного расчета в строительстве означает, что подрядные организации должны полностью возмещать своими доходами, полученными за сданные заказчикам строительно-монтажные работы, все расходы, связанные с производством этих работ, как-то: приобретение материальных ресурсов, содержание транспорта, выплату заработной платы, амортизацию строительных механизмов, расходы по содержанию административно-хозяйственного персонала и т. п. При хозяйственном расчете должна быть обеспечена рентабельность подрядных строительно-монтажных организаций, которая означает получение ими чистого дохода (прибыли), т. е. известной суммы, остающейся после возмещения всех производственных затрат. Применение принципов хозяйственного расчета основано на стимулировании материальной заинтересованности как отдельных хозяйственных организаций, так и работников этих организаций в достижении наилучших экономических результатов. В распоряжении хозрасчетных строительных организаций остается часть чистого дохода, которая используется для собственных нужд: для увеличения оборотных средств, для капитального строительства, для улучшения культурно-бытовых условий рабочих и служащих.

Из специального фонда руководителя строительно-монтажной организации, образуемого за счет полученной плановой и сверхплановой прибыли, выплачиваются премии работникам данной строительной организации, оплачиваются путевки в дома отдыха и санатории и т. п., кроме того, из этого же фонда выделяются средства на жилищное и культурно-бытовое строительство. В строительстве все подрядные организации действуют на началах хозяйственного расчета. При проведении хозяйственного расчета различают строительные организации, находящиеся на полном (так называемом, внешнем) хозяйственном расчете, а также строительные организации и их подразделения, которые находятся на неполном (или, так называемом, внутреннем) хозяйственном расчете. Строительные организации, которые переведены на полный хозяйственный расчет, отличаются следующими основными признаками, выражающими определенные экономические отношения: они имеют юридические права самостоятельной административно-хозяйственной единицы, наделяются уставным фондом, т. е. определенной суммой основных и оборотных средств, состоят на самостоятельном бухгалтерском балансе, имеют самостоятельные хозяйственные планы и расчетный счет в банке. В строительстве на полном хозяйственном расчете находятся строительные (или строительно-монтажные) тресты, а также те строительные (или строительно-монтажные) управления, которые не входят в состав трестов, а непосредственно подчинены главным управлениям министерств и ведомств.
Строительные и строительно-монтажные управления, которые входят в состав строительного треста, имеют самостоятельный бухгалтерский баланс и свой расчетный счет в банке. Однако их хозяйственная самостоятельность несколько ограничена. Вступать в договорные взаимоотношения с другими организациями они могут только по доверенности треста. На таких же основаниях проводится хозяйственный расчет крупных производственных предприятий: механизированных колонн, управлений механизации, транспортных контор, контор материально- технического снабжения и других подразделений, подчиненных тресту.
На так называемый внутренний хозяйственный расчет переводятся низовые звенья управления, т. е. такие звенья управления, которые подчинены механизированным колоннам, строительным или строительно-монтажным управлениям и не являются самостоятельными хозяйственными единицами, как-то: участки производителей работ и мастеров, мелкие подсобные предприятия и вспомогательные хозяйства, находящиеся на балансе строительного (строительно-монтажного) управления. Низовые звенья строительных организаций не имеют своих оборотных средств, прав юридического лица, расчетных счетов в банке и т. д. Внутренний хозрасчет здесь требует организации такой системы планирования и учета затрат, чтобы каждое хозрасчетное звено (участок производителя работ или мастера) знало экономические результаты своей деятельности, чтобы при этом стимулировалась материальная заинтересованность отдельных коллективов и работников в снижении себестоимости строительно-монтажных работ, в повышении производительности труда. Поэтому при переводе на хозяйственный расчет низовых звеньев строительной организации требуется определить круг технико-экономических показателей, которые зависят от работы данного участка (объем строительно-монтажных работ, расход материалов, электроэнергии или горючего, выполнение заданий по повышению производительности груда, фонду заработной платы и др.). По этим показателям устанавливаются плановые задания и контролируется их выполнение. Укрепление хозяйственного расчета тесно связано с системой хозяйственных договоров. Хозяйственным договором называется юридически оформленное соглашение сторон, вступающих в определенные хозяйственные отношения, например, при поставке материалов или при выввполнении подряда на строительно-монтажные работы. Строительные организации заключают договоры подряда на выполнение строительно-монтажных работ с заказчиками и договоры на обеспечение материалами и оборудованием со сбытовыми и снабженческими организациями (договоры поставки). В правилах о подрядных договорах по строительству установлено, что при подрядном способе ведения строительных работ заказчик передает подряд на выполнение всех видов строительно-монтажных работ одной строительной организации, которая поэтому называется генеральным подрядчиком. Обычно генеральный подрядчик выполняет общестроительные работы «своими силами», т. е. кадрами и техническими средствами подчиненных ему подразделений, а для выполнения специальных видов строительных работ привлекает специализированные подрядные строительные организации, которые в таком случае называются субподрядчиками. Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за выполнение всех видов работ, производимых как своими силами, так и силами субподрядчиков. Между заказчиком и генеральным подрядчиком заключаются генеральные и годовые договоры подряда. Генеральный договор заключается между ними на весь объем работ, предусмотренный проектом и сметой, и на весь срок строительства. В генеральном договоре предусматриваются сроки начала и окончания строительства основных объектов. Если срок строительства не выходит за пределы одного года, то генеральный договор не заключается. Годовой договор заключается между заказчиком и генеральным подрядчиком на каждый год строительства на объекты и объем работ, предусмотренные утвержденным годовым планом капитального строительства (независимо от того, выполняются ли эти работы своими силами или силами субподрядчика). Между генеральным подрядчиком и хозяйственно самостоятельными специализированными подрядными организациями, которые он привлекает в качестве субподрядчиков для выполнения отдельных видов строительных работ, заключаются договоры субподряда на каждый год строительства (годовой) или на весь срок строительства (общий). Договоры подряда называются прямыми в тех случаях, когда они заключаются непосредственно между заказчиком и специализированной подрядной организацией на выполнение специальных видов работ, например, сооружение линий связи, электромонтажных работ, монтаж металлических конструкций и т. п. Таким образом между заказчиком и специализированной подрядной организацией устанавливается прямая связь, минуя генерального подрядчика.
Имущественные споры, возникающие между хозяйственными организациями по договорам в процессе их заключения или исполнения, разрешаются органами арбитража. Органы арбитража бывают ведомственными и государственными. Государственный арбитраж имеется при Совете Министров СССР, Советах Министров республик и при областных исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся.

Органы ведомственного арбитража имеются в каждом министерстве и ведомстве. Задача ведомственного арбитража состоит в разрешении имущественных и преддоговорных споров между хозяйственными органами, подчиненными данному ведомству.
Органы государственного арбитража разрешают между ведомственные имущественные споры.