Содержание материала

Звездкин М. Н. Электроснабжение электрифицированных железных дорог: учебник для техникумов ж.-д. транспорта — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Транспорт, 1985. 
Описаны устройства системы электроснабжения железных дорог постоянного и переменного тока; рассмотрены устройства электрических станций, тяговых подстанций и контактной сети. Приведены основы механического расчета контактных подвесок и электрический расчет системы тягового электроснабжения. В настоящем издании по сравнению с предыдущим, вышедшим в 1979 г., внесены изменения, которые произошли в устройствах электроснабжения в период 1979-1984 гг.

Предназначен для учащихся техникумов по специальности «Электротяговое хозяйство железных дорог», может быть полезен инженерно-техническому персоналу локомотивных служб и электродепо.
Издательство «Транспорт», 1985

Система электроснабжения электрифицированных железных дорог отличается от систем электроснабжения промышленных предприятий тем, что от нее получают питание движущиеся поезда, нетяговые железнодорожные потребители, промышленные, сельскохозяйственные и коммунальные потребители, находящиеся в зоне электрифицированной линии.
Материалы учебника знакомят читателя и учащихся с устройствами системы электроснабжения и организацией ее эксплуатации.
Протяженность электрифицированных дорог к началу 1985 г. составила 47,9 тыс. км (в том числе 21 тыс. км на переменном токе 25 кВ), или 32,6% общей протяженности сети железных дорог.
В 1985 г. основные работы по электрификации будут выполнены на Горьковской, Забайкальской дорогах и Байкало-Амурской магистрали.
К концу 1985 г. предусмотрено перевести на электрическую тягу 6000 км железных дорог, таким образом протяженность электрифицированных линий достигнет 49 тыс. км, на них будет выполняться свыше 60% всей перевозочной работы дорог. По протяженности и темпам электрификации железных дорог СССР занимает первое место в мире.
Электрифицированные железные дороги пополнились новым электроподвижным составом: грузовыми электровозами ВЛ 11, ВЛ 15, ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ85, способными водить поезда массой 10 тыс. т со скоростью 120 км/ч, пассажирскими электровозами ЧС6, ЧС7 и ЧС8 и электропоездом ЭР200 для скоростного движения.
Устройства электроснабжения обладают высокой надежностью работы, бесперебойностью электроснабжения, экономичностью. Широко применяются и разрабатываются новые, более совершенные и экономичные методы обслуживания и диагностического контроля элементов системы электроснабжения.
Успешно работает система электроснабжения переменного тока 2X25 кВ. на участке Вязьма — Орша — Минск — Бреет (840 км).
На тяговых подстанциях установлены более экономичные и совершенные преобразовательные агрегаты, коммутационное оборудование, внедрена автоматика и телемеханика, позволяющие повысить надежность работы и сократить численность обслуживающего персонала.
На контактной сети улучшаются конструкции подвесок, методы их контроля, обслуживания и ремонта, снижается износ контактных проводов при токосъеме.
С внедрением электрической тяги высокими темпами развивается транспортная электроэнергетика. Вдоль железных дорог уже построено 49,5 тыс. км. линий продольного электроснабжения напряжением 10 и 35 кВ, проводится модернизация оборудования; устройства электроснабжения железнодорожных узлов переводятся на телеуправление.
Железнодорожный транспорт является крупным потребителем электрической энергии. За 1983 г. на электрическую тягу израсходовано 52,5 млрд. кВт-ч, передано через тяговые подстанции районным потребителям 25,6 млрд. кВт-ч, в том числе сельскому хозяйству 8,5 млрд. кВт-ч.
Электростанциями страны в 1983 г. выработано 1417 млрд. кВт-ч. Выработку электроэнергии предусмотрено довести в 1985 г. до 1550—1600 млрд. кВт ч, будет пущена в эксплуатацию на полную мощность (6,4 млн. кВт) самая крупная в мире Саяно-Шушенская гидроэлектростанция (на Енисее).
На базах дешевых углей Экибастузского и Канско-Ачинского месторождений строятся тепловые электростанции мощностью 4 и 6 млн. кВт. Атомные станции строятся в районах Северо-Запада, Центра, Юга, Поволжья и Закавказья мощностью 4—6 млн. кВт каждая.
Появление новых электростанций создаст предпосылки для еще более интенсивной электрификации железных дорог и развития системы их электроснабжения.