Содержание материала

Автоматическое регулирование напряжения (АРН) в прилегающей сети требует дополнительных и довольно значительных инвестиций, особенно на стадии внедрения (разработка проекта, разработка и изготовление программно-технического комплекса ГРН - группового регулятора напряжения). Поэтому чисто волевое решение о привлечении станции к автоматическому регулированию напряжения без решения финансовых вопросов как первоначального инвестирования, так и на стадии эксплуатации (на поддержание системы в работоспособном состоянии) не решает проблемы. Опыт зарубежной энергетики показывает, что эта услуга стала внедряться на многих электростанциях только после установления платы за нее.
При всем внешнем сходстве двух последних услуг оплата за эти услуги должна быть различной. Использование через диспетчеров системы работы агрегатов в компенсаторном режиме имеет следствием существенно большие дополнительные расходы, поэтому оплата за работу гидроагрегатов в режиме СК будет относительно высокой. Для АРН же большее значение имеет объем первоначальных инвестиций.
На системном рынке электроэнергии будут использоваться все виды дополнительных услуг, но по мере повышения требований к качеству электроэнергии услуга - регулирование реактивной мощности и напряжения - будет играть все большую роль. Очевидно, в будущем можно даже предполагать возникновение рынка реактивной энергии (аналогично рынку активной мощности и энергии).
Перечисленные системные услуги будут приобретать все большее значение по мере развития рыночных отношений в электроэнергетике. Но их следует также рассматривать и в более дальней перспективе - подключении объединенной энергосистемы России к объединенной энергосистеме Европы и расширении роли международного обмена электроэнергией, в которой действуют очень жесткие стандарты в отношении надежности и качества поставляемой электроэнергии. Среди прочих системных услуг приобретет большое значение и еще одна услуга, так называемого “блэк- старта”, связанная с готовностью данной электростанции к участию в восстановлении рабочего режима в энергосистеме после лавины напряжения.
Не перечисляя всех возможных видов дополнительных системных услуг, скажем лишь, что создание основ действия рынка электроэнергии сопровождается целым рядом сложных проблем, связанных с системными услугами в пользу энергосистем. Проблемы настолько трудны, что практически требуют принятия новых решений и полностью нового подхода к системе расчетов с учетом воздействия оказываемых услуг на реализацию основных задач производства электроэнергии и степени их влияния.
Точная регламентация конкретных системных услуг является необходимым элементом ведения рыночной игры как для исполнителя услуг, так и для их получателя. Исполнитель должен видеть, зная достоверно технические возможности эксплуатируемых объектов и оборудования, выполнение какой услуги и в каком объеме предложить получателю. Получатель же знает точно, какой вид и объем услуг является для него наиболее ценным. Точная регламентация конкретных услуг позволит исключить произвол в способах расчетов и влияния на доходы электростанции благодаря проведению политики реального использования услуг, заявленных электростанцией.
Уточняя системные услуги, следует иметь в виду также то, что список оказывающих системные услуги не будет ограничиваться только производителями электроэнергии, а должен включать также объединения магистральных и распределительных сетей, конечных потребителей и обмен мощностью с зарубежными сетями в рамках международных объединенных электроэнергетических систем, однако правила назначения цены за определенные услуги должны быть едиными.
При разработке алгоритма расчетов за предоставление системных услуг можно ожидать значительных трудностей. Чтобы установить верхний предел цен, обязательным является знание расходов по оказанию каждой конкретной услуги различными производителями.
Каждый, оказывающий услугу (производитель, сетевое объединение, потребитель), должен проанализировать собственные расходы по оказанию этой услуги (которые будут определять минимальную цену), такие как:

  1. постоянные затраты, связанные с первоначальными инвестициями;
  2. переменные затраты:

затраты, связанные с использованной электроэнергией либо с недовыработкой ее;
затраты дополнительных потерь, возникающих при генерировании реактивной энергии, измеренной на стороне ВН блочных трансформаторов;
дополнительные затраты на поддержание и ремонты оборудования, являющиеся следствием участия станции в выработке реактивной энергии в том числе, а также расходы на восстановление ресурса оборудования;
расходы финансовые (общие расходы, амортизация).
Рыночная ценность определенной системной услуги, которая должна быть известна как оказывающим услугу, так и получающим ее, определяется на основе нескольких составляющих:
собственных расходов при оказании услуги. Такие данные, очевидно, имеются на энергопредприятиях для каждой услуги - отсюда определяется минимальная цена услуги;
ценности услуги для энергосистемы - отсюда определяется максимальная цена в условиях конкуренции;
утраченные преимущества данного энергоблока при оказании услуги, вместо другого, более оптимального для электростанции режима работы - отсюда определяется средняя цена, минимальная с точки зрения оказывающего услугу.
При анализе утраченных преимуществ нужно учитывать:
уменьшение производства электроэнергии; невозможность получения прибыли от других режимов работы либо другой услуги. Например, привлечение обратимых гидроагрегатов ГАЭС для работы в пиковой части графика нагрузок лишает возможности использования их в качестве аварийного резерва и, наоборот, создает невозможность заключения контракта на поставку пиковой энергии от гидроагрегатов, уже законтрактованных для оказания услуги “быстрый резерв мощности”;
влияние оказания услуг на возможности ГАЭС в насосном режиме.
Системные услуги должны делиться на услуги гарантированные и услуги негарантированные, оказываемые по просьбе оператора системы в соответствии с возможностями оказывающего услугу. Эти две категории должны сильно различаться с точки зрения обязанностей сторон и соответствующей оплаты.

В случае гарантированной услуги оказывающий ее обязан обеспечивать ее доступность в  определенное время суток (или дни недели), а оператор сети платить оказывающему услугу по ставке, установленной в контракте, независимо от фактического использования услуги. При этом дополнительная оплата за оказание услуги не производится. Примером такой услуги может быть резерв, в том числе быстрый резерв мощности.
Негарантированная услуга декларируется и (в случае ее принятия оператором сети) реализуется в соответствии с возможностями оказывающего услугу. В этом случае оператор сети не обязан покупать эту услугу, а ее оплата реализуется по ее фактическому использованию и на основе оговоренных заранее ставок.
Таким образом, системные услуги выполняют важные функции в работе энергосистемы, а их роль вместе с внедрением основ функционирования рынка электроэнергии и мощности должна существенно возрастать. ГАЭС с ее уникальными возможностями многофункциональности в этом плане приобретает особое значение.
Существующий сегодня ассортимент системных услуг неполон. Требуется уточнить новый пакет системных услуг, который даст возможность более эффективно использовать производственный потенциал и стимулировать его развитие с целью повышения уровня регулируемости и стабильности рыночных параметров электроэнергии, обеспечить безопасную и надежную работу электроэнергетической системы.
Электростанции, особенно ГЭС и ГАЭС с их динамическими характеристиками, должны рассматриваться как интегрированные объекты регулирования параметров электроэнергии. Это позволит более полно использовать технические возможности электростанции, оптимизировать ее работу в энергообъединении с учетом участия в пуле и на рынке системных услуг.
В статье В. Китушина “Какая должна быть тарифная система на конкурентном рынке электроэнергии России?”* высказано предположение, что независимо от того, какой системой управления - централизованной или распределенной - будет обеспечено выполнение функций по поддержанию качества и надежности электроснабжения, оказание системных услуг будет носить монопольный характер и тарифы на них будут регулироваться государством по закону “необходимые затраты плюс достойная нормируемая прибыль”.
По нашему мнению, это противоречит основным законам рынка. Не может рынок наполовину быть рынком, а наполовину регулируемым государством по жесткому (по сути - волевому) закону. Ценообразование системных услуг не может функционировать в изоляции от рынка электроэнергии и мощности. Равновесие на одном рынке дает импульс равновесию на другом. В идеале оба рынка должны быть сбалансированы одновременно. Однако, судя по опыту зарубежных стран с дерегулируемой электроэнергетикой, на практике это условие может быть достигнуто лишь путем итеративного процесса.

*Экономика электроэнергетики. Рыночная политика. Новосибирск, СО РАН, 2001.

В статье в качестве объекта для анализа проблем формирования тарифов в условиях рынка рассматривается ГАЭС, но основные положения статьи актуальны и для других субъектов ОРЭМ. Поэтому полезно обратиться к опыту в части коммерциализации системных услуг на ОРЭМ тех стран, которые уже осуществили дерегулирование энергетики.
После дерегулирования в странах с развитыми рыночными отношениями (в первую очередь, в Великобритании, Скандинавских странах и США) развивается система, предусматривающая обязательную оплату субъектам ОРЭМ технологических услуг.
Так, в Великобритании в процессе создания конкурентного ОРЭМ получил развитие вторичный рынок технологических услуг. В соответствии с установленными правилами предусматриваются оплата за поддержание резервов активной мощности, участие в регулировании частоты и напряжения, отключение нагрузки в аварийных режимах, мобилизация резервов реактивной мощности, оперативное устранение ограничений по сети, готовность агрегатов к пуску с нуля.
В Норвегии, кроме того, считается необходимым оплачивать отключение генераторов и нагрузки под действием устройств противоаварийной автоматики. При этом, при определении цены учитывается компенсация за покрытие инвестиций с учетом оперативных затрат. Однако, судя по имеющейся информации, несмотря на накопленный опыт, совершенствование механизма ценообразования на рынке системных услуг до сих пор является актуальным на скандинавском рынке. Существуют различные точки зрения относительно базового определения услуг, типов контрактов, ценообразования, доступа на рынок. Хотя после проведенных дебатов операторов скандинавской системы были приняты определенные меры, вопрос далек от окончательного решения. Между тем, совершенствование рынка системных услуг является решающим условием обеспечения резервами интегрированного рынка электроэнергии.

Выводы

  1. Технологические услуги энергосистеме выполняют важную функцию ведения режима системы, их роль в условиях рынка еще более возрастает.
  2. Необходимо определить объем пакета технологических услуг, которые эффективно повысят производственные возможности электроэнергетики, степень регулируемости, обеспечат надежную работу энергосистем.
  3. При формировании рыночной инфраструктуры электрической энергии и мощности должна быть предусмотрена оплата технологических (системных) услуг, оказываемых субъектами оптового рынка электроэнергии и мощности.
  4. Правила формирования структуры тарифа и определение стоимости его составляющих должны быть едиными для всех участников рынка. Рыночная стоимость системных услуг должна рассчитываться на основании анализа собственных расходов, ценности данной услуги для энергосистемы и с учетом анализа утраченных возможностей.

От редакции

Публикуя статью Магрука В. И. и Родионова В. Г., редакция отмечает, что рассмотрение комплекса технологических услуг, оказываемых ГАЭС энергосистемам, представляет интерес в связи с формированием рыночных отношений в электроэнергетике. Предложение оценивать каждую услугу отдельно соответствует современной тенденции к распределению затрат по видам деятельности. Вместе с тем, реализация данного предложения является задачей непростой.
Читатели   вправе рассчитывать, что авторы статьи продолжат разработку этой задачи и попытаются сформулировать методические подходы, а также дать количественную оценку стоимости рассмотренных технологических услуг, оказываемых ГАЭС другим субъектам электроэнергетического рынка.
Затронутая в статье тема касается не только ГАЭС, но и других субъектов электроэнергетического рынка. Поэтому редакция считает, что в ее разработке могут принять участие не только гидроэнергетики, но и другие специалисты, заинтересованные в формировании рыночных отношений в электроэнергетике.