Содержание материала

Большой вред окружающей среде может быть нанесен в случае разлива масла и возникновения загорания масла вследствие тяжелого внутреннего повреждения трансформатора.
Вероятность возникновения загорания большого силового трансформатора относительно мала, но с ней приходиться считаться.

Возможны три механизма возникновения пожара маслонаполненных трансформаторов, которые, кратко, заключаются в следующем.
1. В результате короткого замыкания в трансформаторе может возникнуть электрическая дуга с большим током в пределе равным току короткого замыкания системы (например, при повреждении изоляции между линейным отводом и землей (в системе с заземленной нейтралью) или между линейными отводами разных фаз). Под воздействием высокой температуры дуги на трансформаторное масло образуется большое количество раскаленных горючих газов, которые создают высокое избыточное давление в баке трансформатора. Если быстродействие защит на отключение трансформатора недостаточно, а механическая прочность бака невысока, то может произойти разрыв бака и самовозгорание раскаленных газов вследствие их соприкосновения с кислородом воздуха.
2. Электрический пробой изоляции конденсаторных вводов приводит к такой же последовательности событий. Электрическая дуга между токоведущей трубой ввода и заземленным фланцем создает быстрый подъем давления внутри ввода. В случае разрыва нижней фарфоровой покрышки дальнейшие события не отличаются от описанных в первом случае. При разрыве верхней покрышки горячее масло выливается на крышку трансформатора. Высокая температура горящего масла может привести к повреждению фарфора других вводов, уплотнений радиаторов и других охлаждающих устройств и дальнейшему развитию пожара. Разрыв верхней покрышки ввода может привести к выбросу отдельных кусков фарфоровой покрышки на значительное расстояние, что представляет опасность для персонала подстанции.
3. В случае установки переключателя в отдельном отсеке вероятность возникновения загорания при повреждении переключателя возрастает вследствие относительно малого объема отсека, более подверженного разрыву. Например, срыву крышки. Это относится, главным образом, к переключателям, расположенным на линейном конце обмотки СН в автотрансформаторе с регулированием напряжения в линии СН. В этом случае ток замыкания на землю является током короткого замыкания системы.
В главе приведено описание условий возникновения загорания маслонаполненного трансформатора и мер по обеспечению пожаробезопасности. Представлена информация о негорючих силовых трансформаторах с элегазовой изоляцией, а также о распределительных трансформаторах, заполненных негорючей жидкостью.