Сняв крышку или вместе с крышкой, если она механически связана с активной частью, поднимают активную часть и устанавливают на выкладку. Если в полу есть решетка для стока масла в емкость, выкладку делают «ад решеткой. Если решетки нет, для стока остатков масла устанавливают противень, сваренный из листов стали, и над ним делают выкладку из железнодорожных шпал. Если выкладка представляет собой два ряда шпал, уложенных друг на друга в виде клетки, то шпалы скрепляют металлическими скобами.

Подъем активной части
Подъем активной части: а — за кольца, б — за планки

Активную часть стропят за подъемные кольца, если крышка механически связана с активной частью (рис.  а), или планки, если крышка не связана (рис.  б). Угол между стропами на крюке должен быть не больше 30°. Активная часть должна висеть на крюке строго вертикально, без наклонов и перекосов. Предварительно крановщик должен проверить работу всех механизмов и тормозов крана. Поэтому активную часть сначала приподнимают не более чем на 300 мм над дном бака и убеждаются в том, что она застроплена правильно и что все тормоза и механизмы крана работают исправно. Затем ее снова опускают на дно бака, поднимают, перевозят к месту установки и опускают на выкладку.
Во время подъема ни одна деталь активной части не должна задевать за стенки бака. Поднимать, перевозить и опускать активную часть надо осторожно, без рывков .и раскачиваний. При опускании активной части необходимо обеспечить, чтобы она установилась на выкладке устойчиво, без наклонов и перекосов. После этого активную часть расстропливают и освобождают кран.
У мощного трансформатора с баком колокольного типа, т. е. с разъемом внизу, после подъема «колокола» (верхней съемной части) активная часть остается на днище бака и в таком виде производится ее внешний осмотр.
У мощных высоковольтных трансформаторов имеются сложная изоляция и емкостная защита, барьеры различной формы — цилиндры 4 (рис. 2), угловые шайбы 6, ярмовые барьеры 10 и междуфазные перегородки 8, а также емкостные кольца 9, емкостные витки и т. д.
В связи с внедрением более совершенных разрядников и снижением величин испытательных напряжений главная изоляция высоковольтных трансформаторов в настоящее время упрощена. Для примера на рис. 3 показана современная конструкция главной изоляции у выпускаемых в настоящее время трансформаторов класса напряжения 110  кВ, где уменьшено количество барьеров и нет угловых шайб, кроме как в регулировочном концентре 7, который выполнен в виде отдельных внешних обмоток. Кроме того, ограничена специальная емкостная защита только емкостными кольцами Ек в регулировочном концентре, а также емкостным кольцом Ек в обмотке ВН (8), через которое осуществляется ввод в середину обмотки. Емкостные витки отсутствуют, уменьшены отдельные изоляционные расстояния.
Чтобы осмотреть у трансформаторов 220  кВ и выше активную часть после ее подъема и установки, необходимо снять наружные барьеры (кезинги). В современных высоковольтных трансформаторах наружные барьеры закрывают только среднюю часть обмотки и не касаются ярмовой изоляции. Они скрепляются бандажами из нескольких рядов электрокартонных поясов, нарезанных лентами шириной 40—60 мм .из листа большемерного электрокартона толщиной 2 мм. В старых конструкциях высоковольтных трансформаторов кезинги полностью закрывают обмотки и опираются на нижнюю ярмовую изоляцию. При такой конструкции иногда появляются поверхностные разряды по кезингам. При ремонте такие кезинги заменяют современными. Это отмечают в ведомостях дефектировки активной части.

Расположение барьеров в главной изоляции трансформатора
Рис. 2. Расположение барьеров в главной изоляции трансформатора:
а — класса 110  кВ, б — класса 220  кВ, в — класса 500  кВ (однофазный); 1 — стержень магнитопровода, 2 — ярмо, 3 — обмотка НН, 4 — изоляционные цилиндры из электрокартона, 5 — обмотка СН, 6 — угловые шайбы, 7 — обмотка ВН, 8 — междуфазная перегородка, 9 — емкостные кольца, 10 — ярмовой барьер

При съеме кезингов сначала снимают барьер, наиболее удобный по своему местоположению, а затем поочередно остальные. При съеме и складировании отмечают их верх и низ и навешивают на них бирки, на которых указывают порядковый номер для безошибочной установки их при сборке в прежнее положение.
При внешнем осмотре активной части прежде всего обращают внимание на ее общее состояние (загрязненность, внешние повреждения и разрушения, корольки меди, обгары, обрывы, следы пробоев и разрядов, состояние опрессовки). Затем тщательно осматривают конструкцию и состояние каждого отдельного элемента активной части. Результаты внешнего осмотра уточняют по мере разборки активной части и заносят в ведомость осмотра и дефектировки.
Главная изоляция трансформатора 110 кВ
Рис. 3. Главная изоляция трансформатора класса напряжения 110  кВ с вводом в середине:
1 — длинные цилиндры, 2 — короткие цилиндры, 3 — общее нажимное стальное кольцо, 4 — ярмовая изоляция, 5 — угловые шайбы, 6 — ввод в середину обмотки ВН через емкостное кольцо Ек , 7 — регулировочные концентры, 8 — обмотка ВН, 9 — обмотка НН