Стартовая >> Документация >> Воздушные линии >> Монтаж горизонтальных заземлителей на ВЛ

Монтаж сложных заземлителей - Монтаж горизонтальных заземлителей на ВЛ

Оглавление
Монтаж горизонтальных заземлителей на ВЛ
Монтаж сложных заземлителей

Монтаж сложных заземлителей или контуров заземления.

После монтажа вертикальных, горизонтальных и наклонных заземлителей их нужно объединить в сложный заземлитель или, как его иногда называют, контур заземления. Для этого между отдельными электродами нужно проложить перемычки, сварить их с электродами и сделать выводы к заземляемым элементам электроустановок.
Соединение элементов контура заземления выполняют при помощи электрической, газовой или термитной сварок. Менее надежные болтовые соединения, которые нужно периодически осматривать и подтягивать, для установки в земле не допускаются; их монтируют только во внутренних и наружных электроустановках в тех местах, где необходим разъем для измерений или для смены деталей электрооборудования.
Для монтажа горизонтальных перемычек между вертикальными электродами обычно роют траншеи. Они служат как для более глубокого погружения вертикальных электродов, верх которых оказывается ниже поверхности земли, так и для прокладки перемычек и приварки их к электродам. Траншеи обычно копают вручную, так как малый объем работ не оправдывает перегон и использование экскаватора или траншеекопателя.
Между тем ручной способ производства работ можно рационализировать и даже совсем обойтись без траншей. Для этого достаточно выкопать лишь небольшие приямки в местах погружения вертикальных электродов. Ручным фрезбуром (таким, какие употребляют для устройства котлованов под опоры воздушных линий) в мягком грунте можно за 5 мин сделать яму диаметром 430 мм, глубиной 800—1000 мм. Край ямы нужно срезать для удобства монтажа перемычки. После этого прокладывают соединительные перемычки между приямками способом ввертывания или забивки, пользуясь обычными заглубителями вертикальных электродов, но располагая их наклонно, ближе к горизонтали. Войдя в грунт в стенку приямка на уровне земли, соединительная перемычка войдет в следующий приямок около его дна. Затем концы перемычки загибают к электродам и приваривают к ним.
Кроме сокращения ручного труда, такой способ улучшает проводимость в перемычках, прокладываемых не в засыпном, а в ненарушенном грунте.
Комплексная организация и механизация работ по устройству контуров заземления может осуществляться машинами, образцы которых уже выпускаются промышленностью. Например, машина типа УЗК на колесном тракторе выполняет рытье и засыпку траншей, погружение вертикальных электродов. При помощи навесного сварочного генератора выполняется сварка контура. Используются также передвижные автомастерские или специально оборудованные автомобили, оснащенные генератором переменного тока, сварочным генератором, электроинструментом для погружения электродов, электромолотком с набором зубил и ломиков для рытья траншей в зимнее время, прибором для проверки контура.
После монтажа и сварки контур нужно осмотреть, затем засыпать землей и замерить сопротивление растеканию тока заземления, оформив осмотр и замер соответствующими документами. Существующую практику выполнения монтажных работ одними лицами, а производства замеров и составления документации другими нельзя рекомендовать. Ведь в случаях недостаточной проводимости контура (что часто бывает) монтажникам приходится выезжать вторично для монтажа дополнительных заземлителей (либо сразу монтировать излишние— «для запаса»), потом снова вызывать замерщиков и т.д. Если же контур оставлять незасыпанным в ожидании приезда замерщиков, то результаты замера будут искажены. При такой системе, кроме лишних выездов, необходимо завышенное количество персонала — не менее 4 чел.: 2 рабочих дня монтажа контура, контролер и замерщик.
Наиболее рациональна для устройства заземлений организация звена из двух рабочих 4 —5-го разряда (один — слесарь-сварщик, другой — шофер или тракторист), владеющих смежными специальностями, обученных замерам электрического сопротивления, составлению протоколов замеров и актов осмотров скрытых работ. Такое звено за один выезд выполняет комплексный монтаж высококачественного заземляющего устройства, замер и оформление необходимой документации. Вместе с повышением производительности труда возрастает, разумеется, и заработная плата.
Организация труда в таком звене следующая. Звено выезжает к месту работы со всеми заранее подготовленными материалами, инструментами и измерительным прибором. Рабочие погружают два-три вертикальных электрода или прокладывают один-два горизонтальных луча, сваривают контур заземления и делают предварительный замер сопротивления растеканию тока заземления.
Звеньевой определяет соответствие сопротивления нормам и проекту. При этом он учитывает (по таблицам) коэффициент, показывающий возможное увеличение сопротивления контура с течением времени и сезонное изменение сопротивления грунта.
В соответствии с результатами предварительного замера продолжают, если необходимо, монтаж контура, заглубляют дополнительные заземлители (электроды или лучи) и сваривают их в общий контур. Затем проверяют контур внешним осмотром (места сварки обстукивают), составляют акт осмотра скрытых работ (заполняют бланк акта), после чего контур полностью засыпают землей. Затем окончательно замеряют сопротивление заземляющего устройства и заполняют бланк протокола замера.
В отдельных случаях, при сравнительно хорошо проводящих грунтах работа может быть упрощена и облегчена применением контуров из трех-четырех наклонных электродов, погружаемых из одной точки, под углом в плане 120° для трех электродов или 90° для четырех и с наклоном к вертикали около 45°. Весь рабочий процесс при этом состоит в погружении электродов, соединении их концов, выходящих из земли, в один узел, а узла — с проводником заземления электроустановки.
Еще более упрощаются работы на месте монтажа при индустриальной (в мастерской) предварительной заготовке комплектных контуров заземления. В этом случае качество сварки выше, нет необходимости возить сварочную аппаратуру и квалифицированный сварщик не будет терять времени на переезды; обычно это потерянное время в 5 — 7 раз превышает полезное время, затрачиваемое сварщиком на работу по сварке контура. Поэтому в ряде случаев целесообразно организовать централизованное изготовление контуров заземления.
После заготовки и сварки контуры складывают и в сложенном (свернутом) виде доставляют к месту монтажа, где контур раскладывают в подготовленную траншею, а электроды опускают в пробитые штыками отверстия или вдавливают в грунт.



 
« Монтаж вертикальных электродов заземления на ВЛ   Обслуживание воздушных линий напряжением до 10 кВ »
электрические сети