Установка опор ВЛ

 Одностоечные промежуточные железобетонные и деревянные опоры, а также легкие сложные опоры (анкерные, угловые, концевые) ВЛ устанавливают преимущественно бурильно-крановыми машинами. Более тяжелые опоры, для которых грузоподъемность машин либо вылет стрелы недостаточны, устанавливают грузоподъемными кранами или навесными стрелами. Имеются конструкции специальных кранов — установщиков опор, однако они дороги и поэтому применяются только при массовой установке опор в специализированных строительных организациях.
Если грузоподъемность имеющейся бурильно-крановой машины достаточна, но мала высота подъема крюка, то можно применить приспособление к машине, увеличивающее высоту подъема. Так, в тресте «Энергостроймонтаж» переоборудовали бурильно-крановую машину БМ-104, что обеспечило ее применение при установке опор со стойками СНВс-2,7. Для этого изготовили телескопический гидравлический удлинитель, который установили взамен верхней заводской трубы машины (рис. 1).

Увеличение высоты подъема крюка бурильно-крановой машины
Рис. 1. Увеличение высоты подъема крюка бурильно-крановой машины.
а — верхняя труба машины; б — заменяющий трубу удлинитель; 1 — нижнее звено; 2 — среднее звено; 3 — верхнее звено; 4 — трос телескопа; 5 — гидроцилиндр.

Конструкция удлинителя аналогична конструкции телескопа вышки ТВГ-15. Для привода удлинителя использован гидроцилиндр рукоятки экскаватора Э-1514; при этом ход и длина штока уменьшены на 150 мм, что позволило увеличить высоту подъема с 5160 до 6560 мм за счет выдвижения телескопического удлинителя на 1400 мм. Это позволяет стропить опору на расстоянии 6000 мм от комля и обеспечивает подъем и установку опоры в котлован.
Удлинитель изготавливается из стальных горячекатаных труб диаметрами 168, 152 и 108 мм и толщиной стенки 8 мм. Гидроцилиндр удлинителя подключается к гидрораспределителю так, чтобы при выдвижении телескопического подъемника в рабочее положение бульдозер бурильно-крановой машины опускался, увеличивая этим устойчивость машины. Грузоподъемность машины 1,2 т, глубина бурения 2 м, габариты в транспортном положении 6300X2000X3960 мм, в рабочем положении 6200X2000X6560 мм.
Еще проще модернизация бурильно-крановой машины БКГМ-66-2, высота подвески крюка которой также не позволяет устанавливать одностоечные железобетонные опоры со стойками СНВс-2,7. Для увеличения высоты подъема имеющуюся на машине трубу длиной 1810 мм заменяют на удлиненную трубу диаметром 168 мм, толщиной стенки 6—8 мм, длиной 2820 мм. Запасовка троса аналогична заводской, но в головной части удлинителя устанавливается не один, а два ролика. Аналогично модернизируются и машины БКГМ-63, но к ним дополнительно необходимы новая крюковая подвеска и аутригеры. Разумеется, эти модернизации (как и реконструкция любой машины заводского изготовления) должны осуществляться в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»; инструкция по эксплуатации модернизированных машин должна быть согласована и утверждена.

Железобетонные и деревянные опоры длиной до 13 м и массой до 2 т рационально устанавливать бурильно-крановой машиной БКМ-2,5/2, описанной выше. Более тяжелые и длинные опоры, например железобетонные опоры ВЛ 35 кВ, требуют для установки мощные грузоподъемные краны. Если позволяют условия трассы, применяют краны на автоходу или на колесных тракторах, которые быстроходнее и производительнее машин на гусеничном ходу. При строительстве BЛ на труднопроходимой, сильно пересеченной местности, применяют краны на гусеничном ходу в обычном или болотном исполнении.
Весьма распространен тракторный кран ТК-53, но высота подъема груза у этой машины недостаточна для установки опор ВЛ 35 кВ на вибростойках длиной 16 м типов СВ-1, СВ-2, СВ-3. В Костромской мехколонне № 23 согласовали с органами Госгортехнадзора и изменили конструкцию стрелы крана, изготовив вставку 2,35 м.
Кран оборудован системой сигнализации об опасном приближении к проводам, находящимся под напряжением. Для управления механизмами подъема груза, подъема стрелы и поворота крана смонтирован выносной пульт, подключенный к электрической схеме крана при помощи гибкого кабеля длиной 12 м. Это позволило машинисту-крановщику управлять механизмами крана с наиболее удобного места, где имеется хороший обзор всей рабочей зоны, повысило безопасность работ и сократило время установки опоры. Ранее, управляя краном из кабины, машинист имел ограниченный обзор и ориентировался только на сигналы стропальщика.
Для одновременного с установкой опор выполнения монтажа заземляющего устройства применен сварочный трансформатор, установленный на противовесе крана и подключенный к генератору крана. Это позволило высвободить сварочный агрегат, транспортный трактор, занятый на буксировке сварочного агрегата, и механизаторов, обслуживающих эти механизмы. Эффективность использования крана существенно повысилась. Усовершенствованный кран за четыре года работы в мехколонне хорошо зарекомендовал себя на тех участках ВЛ 35 кВ, Где даже при буксировке трактором невозможно использовать автомобильные краны.
При установке центрифугированных опор ВЛ 35 кВ, масса которых составляет около 6 т при длине стойки 22,6 м, Обычно применяют механизмы грузоподъемностью 16 т. Использование крана грузоподъемностью 10т типа СМК-10, имеющего две вставки длиной по 3 м затруднено следующими обстоятельствами:
при наибольшей высоте подъема крюка стрелой без вставок невозможен полный отрыв опоры от земли, так как центр тяжести опоры расположен на расстоянии 11 м от ее основания;
при использовании вставки длиной 3 м автокран используется на пределе его грузоподъемности. Кроме того, при опускании в котлован опора задевает траверсами за головку стрелы.
В СМУ Калининсельэлектросетьстрой была изготовлена для автокрана СМК-10 вставка стрелы длиной 1,5 м. Применение такой вставки исключило перечисленные трудности и позволило устанавливать опоры длиной 22,6 м. За счет укорочения стрелы повысилась устойчивость крана при той же грузовой характеристике, что и для стрелы с вставкой длиной 3 м.
При установке одностоечных железобетонных опор грузоподъемным краном обычно занято, помимо крановщика и бригадира, трое рабочих, которые во время подъема опоры удерживают ее от раскачивания и направляют в котлован. При таком частично механизированном процессе установки опор рабочие находятся в зоне возможного падения опоры, что создает опасные условия работы. Опасность устраняется при применении достаточно длинных веревочных растяжек, но тогда правильная установка комля опоры над котлованом занимает много времени. Кроме того, при опускании в котлован комель опоры задевает за стенки котлована и обрушивает грунт, осыпающийся на дно, в результате чего заглубление опоры оказывается недостаточным.
Для обеспечения безопасности, предотвращения осыпания грунта и ускорения работы рационально применить приспособление, показанное на рис. 2, а. Приспособление имеет форму полуцилиндра (внешний радиус которого соответствует радиусу котлована) с приваренной к нему опорной площадкой. Полуцилиндр и площадка, изготовленные из листовой стали толщиной 4— 5 мм, для жесткости соединены между собой раскосами из угловой стали. Перед подъемом опоры приспособление устанавливается опорной площадкой на грунт так, чтобы полуцилиндр вошел в котлован вогнутой стороной напротив комля опоры.
При подъеме опоры автокраном за верхний конец комель опоры скользит по стенке полуцилиндра без заеданий и без повреждений стенок котлована, благодаря чему присутствие рабочих, направляющих опору в котлован, становится излишним. В результате улучшается качество работы, повышаются ее безопасность и производительность труда.
Для придания опоре вертикального положения при опускании в котлован могут применяться различные приспособления, укрепляемые на грузоподъемном кране. Одно из таких приспособлений, предложенное Г. Б. Бараканом, состоит из двух кронштейнов П-образной формы и блоков.
Приспособления для установки опор
Рис. 2. Приспособления для установки опор.
а — направляющее опору в котлован; б — обеспечивающее вертикальное положение опоры при установке в котлован; I — полуцилиндр; 2 — опорная площадка; 3 — раскосы; 4 — грузовой крюк; 5 — отклоняющий блок; 6 — подвеска (нижний кронштейн); 7 — полиспастный блок; 8— устанавливаемая опора; 9 — блок стрелы крана; 10  — верхний кронштейн; 11 —  грузовой канат.
Верхний кронштейн укреплен на оголовке стрелы крана. На одном из его свободных концов закреплен конец грузового каната, а на другом конце блок, через который запасован грузовой канат, на котором подвешен нижний кронштейн (подвеска). На свободных концах подвески смонтированы грузовые крюки и полиспастные блоки. Канат запасован через эти блоки, а также через отклоняющий блок, смонтированный на подвеске для обвода канатом устанавливаемой опоры.
Опору стропят и концы стропа надевают на грузовые крюки подвески. При наматывании грузового каната на лебедку крана подвеска поднимается и занимает под верхним кронштейном положение, показанное на рис. 2, б. В этом положении опора принимает строго вертикальное положение и опускается в котлован стравливанием каната с лебедки крана.
После установки опоры на дно котлована к ней подходят рабочие и перед засыпкой регулируют положение опоры так, чтобы траверсы или крючья оказались в нужном положении — обычно перпендикулярно оси трассы. При этом опору приходится разворачивать, для чего пользуются специальными приспособлениями. В механизированных колоннах применяются приспособления различных конструкций. Они имеют вилку, размеры которой соответствуют профилю железобетонных прямоугольных или трапециевидных стоек, либо стальной трос с рычагом для захвата деревянных и железобетонных опор круглого сечения. Для легких опор в качестве рычага применяют тупой металлический лом, конец которого загнут под углом 90°. Загнутый конец лома вдевают в петлю и, стянув трос вокруг опоры, разворачивают ее в нужное положение.
Более тяжелые железобетонные центрифугированные опоры ВЛ 35 кВ разворачивают, применяя длинный рычаг (до 2 м) и захват из универсального стропа. Строп обертывают вокруг ствола опоры. Один конец стропа вставляют в другой, в свободную петлю стропа вводят рычаг (рис. 3, а).
Вместо стропа можно использовать втулочно-роликовую цепь. Для улучшения сцепления с опорой применяют шипы, аналогичные шипам, используемым в когтях- лазах (рис. 3,6).
Кроме описанных выше приспособлений для разворота опор, сконструированных сельскими электриками, применяются и устройства, выпускаемые заводами. Так, Шяуляйский экспериментальный завод электроконструкций Литовглавэнерго изготовляет приспособление типа ППЖ для поворота железобетонных опор вокруг своей оси и приспособление типа ППД — для деревянных опор.
Приспособление типа ППЖ (рис. 3, е) состоит из захвата, раздвигающегося шарнирно на оси, резиновых пластин, обеспечивающих сцепление с бетоном, и трубчатой рукоятки. Захват изготовлен из швеллерной стали № 5. Резиновые пластины укреплены на захвате болтами. Захватом можно охватить железобетонную опору толщиной не менее 165 и не более 200 мм. Для поворота опоры к рукоятке прилагают усилие до 0,5 кН (50 кгс). Масса приспособления 4,6 кг.
Приспособления для разворачивания опор
Рис. 3. Приспособления для разворачивания опор.
а, б —для опор круглого сечения (с тросом или цепью); в —для опор прямоугольного сечения; г — для деревянных опор; 1 — рукоятка; 2 — строп; 3 — захват с двумя рядами сдвоенных шипов и держателем цепи; 4 — цепь; 5 — разворачиваемая опора; 6 — отверстия для закрепления цепи; 7 — шип; 8 — крюк для надевания цепи; 9 — резиновые пластины; 10 — серповидный захват.

Приспособление типа ППД рассчитано на разворачивание вокруг своей оси деревянных опор диаметром от 140 до 300 мм. Приспособление (рис. 3, г) имеет серповидную часть, изготовленную из круглой стали диаметром 18 мм, и рукоятку из стальной трубы наружным диаметром 26 мм. Серповидная часть свободно поворачивается вокруг оси, расположенной на рукоятке.
Приспособлением охватывают опору и разворачивают ее, прилагая к рукоятке усилие до 0,5 кН (50 кгс).
Время пребывания рабочих в опасной зоне под поднятой, но еще не закрепленной опорой при ее выверке можно сократить, пользуясь тяговым механизмом, к которому прикрепляют кольцо тросового захвата, надетого на опору. К полухомуту из полосовой стали с одного конца прикреплен крюк, а с другога — трос с кольцом. Для лучшего захвата опоры и для предохранения поверхности опоры к полухомуту прикрепляют резиновые прокладки, которые можно изготовить из негодной автопокрышки.