Содержание материала

3-15. НЕИСПРАВНОСТИ ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГЕНЕРАТОРОВ
3-15-1. Параллельная работа генераторов отличается неустойчивостью» ток и мощность колеблются. Это «качание» может быть настолько велико, что генератор выпадает из синхронизма.
Признаки выпадения из синхронизма: ток в статоре и мощность резко колеблются, толчки их намного превышают нормальные значения и выходят за пределы шкалы приборов; напряжение генератора и шин резко колеблется, обычно опускаясь ниже нормы; ток ротора сильно колеблется около нормального значения; генераторы обычно издают гул, пульсирующий в такт с «качанием» приборов.
А. Неисправен регулятор первичного двигателя. Слишком велика разница в степени неравномерности хода первичных двигателей (паровые машины и двигатели внутреннего сгорания) отдельных генераторов, особенно при отсутствии успокоительной (демпферной) обмотки в полюсных наконечниках ротора.
Исправить регуляторы первичных двигателей; включить реакторы между генераторами и сборными шинами. Запросить завод-изготовитель. Б. Нарушена динамическая устойчивость сложной сети, на которую работают генераторы. Это нарушение может быть вызвано включением или отключением одного или нескольких генераторов или крупных потребителей, изменением схемы соединений сети, авариями в сети, особенно коротким замыканием.
К мероприятиям, повышающим устойчивость, относятся: быстрое отключение коротких замыканий, форси-ровка возбуждения при коротких замыканиях, применение автоматического повторного включения линий, секционирование длинных линий передачи и пр.
В связи с тем что действия обслуживающего персонала зависят от ряда условий, необходимо при «качаниях» руководствоваться местной инструкцией, имеющейся на электростанции.
3-15-2. Генератор потерял возбуждение. Режим работы генератора изменился: ток ротора близок к нулю, напряжение на шинах генератора понижено, мощность по ваттметру меньше нормальной, ток статора повышен, стрелка фазометра переходит в емкостный квадрат, ваттметр реактивной мощности показывает  потребление  реактивной  мощности.  Генератор  перешел в асинхронный режим.
См. § 3-9.
В соответствии с действующими правилами (см. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей) допускается работа турбогенератора в асинхронном режиме без возбуждения в течение 30 мин. В турбогенераторах, имеющих роторы с проволочными бандажами или наборными зубьями, такая работа не разрешается.

Допускаемое значение нагрузки в асинхронном режиме устанавливается испытаниями.
Что касается гидрогенераторов, как имеющих успокоительную обмотку, так и не имеющих ее, то их работа в асинхронном режиме не допускается, и поэтому, если не удается быстро восстановить возбуждение, их надо отключить от сети. 3-15-3. Генератор работает в режиме электродвигателя. Признаки работы генератора в режиме двигателя: изменяется направление активной энергии (ваттметр показывает в обратную сторону); потребление реактивной мощности, как правило, повышается, ток статора может иметь несколько пониженное значение; напряжение статора, а также ток и напряжение возбуждения остаются неизменными.
Неисправность регулятора первичного двигателя привела к прекращению доступа пара, горючего, воды. Отремонтировать регулятор.
Работа генератора в режиме электродвигателя может быть сколь угодно длительной; ее ограничивают лишь условия работы первичного двигателя.
3-15-4. Между параллельно работающими генераторами появились уравнительные токи, несмотря на правильно отрегулированное возбуждение. У параллельно работающих генераторов с выведенной нейтралью уравнительные токи могут протекать также по нейтральному проводу.
Формы кривой ЭДС отдельных генераторов весьма различны.
Включить реактивные катушки между генераторами и собирательными шинами, а также в нейтральный провод. При измерении уравнительных токов иметь в виду их повышенную частоту, в связи с чем пользоваться для их измерения только приборами, показания которых не зависят от частоты (лучше всего тепловыми приборами).
3-16. НАМАГНИЧИВАНИЕ ВАЛА
Вал сильно намагничен (неисправность встречается главным образом в быстроходных синхронных машинах).
Нарушена симметрия магнитного поля вследствие междувиткового соединения в обмотке ротора.
Размагнитить вал.