Муфты электромагнитные фрикционные серии ЭТМ предназначены  для дистанционной коммутации кинематических цепей. Муфты служат для автоматизации привода металлорежущих станков и других машин: переключения ступеней чисел оборотов в коробках скоростей и подач, пуска, реверсирования и торможения главного привода. Они могут использоваться также для управления циклами неточных перемещений, в качестве сцепных (пусковых) в различных агрегатах и приборах.
Муфты выпускаются:

  1. со смазываемыми фрикционными дисками (масляные муфты) — ЭТМ2, ЭТМ4 и ЭТМ6;
  2. с фрикционными дисками сухого трения (сухие муфты) — ЭТМ1, ЭТМЗ и ЭТМ5.

Смазка масляных муфт осуществляется в основном путем полива пакета фрикционных дисков индустриальным маслом.
Сухие муфты эксплуатируются без смазки фрикционных дисков и имеют быстродействующее исполнение (быстродействующие муфты). Быстродействующие муфты применяются для механизмов подач копировальных и программных станков, для шаговых приводов и т.д.
В зависимости от способа подвода напряжения и по функциональному назначению муфты изготавливаются:

  1. контактные — ЭТМ1 и ЭТМ2;
  2. бесконтактные — ЭТМЗ и ЭТМ4;
  3. тормозные — ЭТМ5 и ЭТМ6.

Выбор типа муфт зависит от параметров окружающей среды, наличия или отсутствия масел в местах установки муфт, способа подвода напряжения и функционального назначения муфт.
Масляные муфты выпускаются с 5 по 15 габариты в диапазоне номинальных передаваемых моментов от 16 до 1600 Н-м.
Сухие муфты выпускаются с 5 по 12 габариты в диапазоне номинальных передаваемых моментов от 16 до 400 Н-м. Сухие муфты делятся на простые и быстродействующие.
Питание муфт серии ЭТМ осуществляется от любого источника постоянного тока или через двухполупериодный выпрямитель. Номинальное напряжение масляных и сухих муфт 24 В. Напряжение (справочное) быстродействующих муфт от 4 до 10,5 В. Для обеспечения быстродействия схема питания быстродействующих муфт должна обеспечивать форсирование процесса включения импульсом порядка 50—60 В.

Технические данные муфт ЭТМ

Габарит

Номинальный момент, Н-м

Номинальное напряжение,В

Ток, А, (справочный)

Предельно допустимая скорость вращения

Остаточный момент не

Вес муфты, кг

 

ЭТМ2

ЭТМ6

более, Н-см

05

16

 

0,3

5000

7000

0,16

0,56

06

25

 

0,4

4500

6000

0,25

0,83

07

40

 

0,55

4000

5000

0,4

1,3

08

63

 

0,55

3500

4500

0,7

1,7

09

100

 

0,65

3000

4000

1,0

2,2

10

160

24

0,90

2800

3600

1,2

3,6

11

250

 

1,1

2500

3300

2,0

5,0

12

400

 

1,8

2200

3000

2,5

7,2

13

630

 

2,3

2000

2900

4,0

10,0

14

1000

 

3,0

1800

2700

6,5

14,2

15

1600

 

4,0

1600

2500

10

19,8

Габаритные размеры муфт ЭТМ

Габарит

 

L, для муфт

D

масляных

сухих простых

сухих быстродействующих

 

Контактная, тормозная

Бес-контактная

Контактная, тормозная

Бес-контактная

Контактная, тормозная

Бесконтактная

05

80

32

38

52

58

48

54

06

90

35

44

60

69

53

62

07

100

38

45

63

70

56

63

08

110

40

48

70

78

63

71

09

120

45

55

75

85

68

78

10

135

52

60

85

93

76

84

11

150

60

68

98

106

90

98

12

170

68

74

115

121

100

106

13

190

78

82

-

-

-

-

14

215

90

100

-

-

-

-

15

240

100

110

-

-

-

-

размеры муфт ЭТМ
Габаритные и установочные размеры муфт ЭТМ

Отверстия

Габарит

Шлицевое отверстие

Диаметр гладкого отверстия

1 ряд

2 ряд

Зряд

1 ряд

2 ряд

Зряд

05

6 х 18x22

-

-

20 .

18

16

06

6 х 21 х 25

6 X 18x22

-

22

20

18

07

6 х 26 х 30

6 х 21 х 25

6 х 18x22

25

22

20

08

6 х 28 х 34

6 х 26 х 30

6 х 21 х 25

30

25

22

09

8 х 36 х 40

6 х 28 х 34

6 х 26 х 30

35

30

25

10

8 х 42 х 46

8x36x40

6 х 28 х 34

40

35

30

11

8x46x54

8 х 42 х 46

8 х 36 х 40

50

40

35

12

8 х 56 х 65

8x46x54

8 х 42 х 46

60

50

40

13

8 х 62 х 72

8 х 56 х 65

8x46x54

70

60

50

14

10x72x82

8 х 62 х 72

8 х 56 х 65

80

70

60

15

10x82x92

10x72x82

8 х 62 х 72

90

80

70

Условное обозначение типа муфт серий ЭТМ: ЭТМ 0 000 00

  1. Э — электромагнитная;
  2. Т — трения;
  3. М — муфта;
  4. 0 — цифры, обозначающие габарит муфты (табл.);
  5. 000 — цифры, обозначающие конструктивное исполнение:
  6. 2 — муфта с контактным токоподводом (контактная);
  7. 6 — муфта с вынесенным токоподводом (тормозная);
  8. Буква, обозначающая исполнение посадочного отверстия под вал:
  9. А — отверстие гладкое со шпоночным пазом, отсутствие буквы — отверстие шлицевое;
  10. 00 — цифры, обозначающие номер ряда посадочного отверстия;
  11. Буква, обозначающая экспортное исполнение:
  12. Э — для поставок в страны с умеренным климатом.
  13. Т — для поставок в страны с тропическим климатом.

Муфта состоит из следующих составных частей: корпуса, пакета фрикционных дисков, внутренних и наружных. Наружные диски имеют волнистую форму, которая обеспечивает им пружинные свойства, необходимые для отпускания якоря при отключении муфты. Вся муфта собрана на общей втулке, сидящей на ведущем (ведомом) валу. С валом связан поводок, который соединяется с наружными дисками. Внутренние диски связаны с втулкой. Катушка возбуждения муфты закреплена в корпусе.
В контактных муфтах один выводной конец катушки присоединяется к контактному кольцу 1, а другой — к корпусу. Выводные концы катушек тормозных муфт выведены наружу через специальное отверстие в корпусе. Подвод питания контактных муфт осуществляется через щеткодержатель, входящий в комплект муфты.
При подаче напряжения на катушку муфты якорь притягивается к корпусу и сжимает пакет фрикционных дисков, в результате чего момент с ведущего вала передается на ведомый вал.
Многодисковые фрикционные муфты серии ЭТМ могут использоваться как на горизонтальных, так и на вертикальных валах. При монтаже на вертикальных валах, начиная с десятого габарита, электромагнитные муфты следует ставить якорем вниз.
Муфты меньших габаритов допускается монтировать на вертикальных валах с верхним расположением якоря. В связи с тем, что при монтаже на вертикальных валах значение остаточного момента будет выше, чем при монтаже на горизонтальных валах, необходимо во избежание перегрева ограничить скорость вращения: в первом случае до 60—80% от предельно допустимых значений, указанных в таблиц, а во втором случае до 30—50% от этих значений.
Необходимо также обращать внимание на то, чтобы статические сопротивления, приведенные в ведомой части, были достаточны, иначе после отключения ведомая часть не перестанет вращаться.
При установке муфты с контактным токоподводом втулка муфты жестко связывается с ведущим (ведомым) валом при помощи шлицов (или шпонки). Крепление корпуса тормозной муфты осуществляется с помощью винтового соединения. Наружные диски связываются с ведомым (ведущим) валом при помощи поводка, изготавливаемого заказчиком в соответствии с размерами шлицевых выступов дисков. При монтаже необходимо следить, чтобы фрикционные диски свободно перемещались в поводке.
Общая втулка муфты, на которой сидят внутренние диски, и поводок наружных дисков должны размещаться соосно с достаточной степенью точности. Рекомендуется выдерживать соосность в пределах 0,01—0,1 мм в зависимости от габарита муфты. Чем выше скорость вращения, тем допустимое отклонение по соосности должно быть меньше. Шейки валов под монтаж электромагнитных муфт должны при вращении вала в своих опорах иметь биение не более 0,02 мм.
Для питания электромагнитных муфт могут применяться любые источники постоянного тока. В схеме питания необходимо предусмотреть защиту обмотки муфты от перенапряжений, возникающих при коммутации муфты. Отрицательный полюс источника питания контактных муфт должен быть соединен с корпусов муфты.
Муфты ЭТМ рассчитаны для работы во взрывобезопасной среде, не содержащей агрессивных паров и газов в концентрациях, разрушающих металл и изоляцию, туманы и брызги токопроводящих жидкостей и токопроводящую пыль.
Муфты ЭТМ2, ЭТМ4 и ЭТМ6 предназначены только для работы в условиях, обеспечивающих смазку их минеральными маслами. Подача масла к муфте должна осуществляться по каналам вала или поливом пакета фрикционные дисков; при особо легких тепловых режимах допускается погружение части муфты в масляную ванну. Температура масла должна быть не более 50°С. Для смазки (охлаждения) муфт применяются минеральные масла с вязкостью не более 50Е, отфильтрованные, не содержащие металлических и других включений, влияющих на изоляционные свойства масел. Рекомендуются индустриальные масла 20 и 30 ГОСТ 1707-51. При применении масел с вязкостью выше указанной силовые характеристики муфт не гарантируются.
Муфты рассчитаны для работы в релейном режиме («включено» — «отключено»), использование их в режиме длительного скольжения не допускается. При выборе режима работы муфты необходимо иметь в виду, что установившаяся температура катушки не должна превышать 110°С.
В процессе эксплуатации муфты не требуют никакой регулировки. Следует лишь периодически контролировать износ дисков и щетки, а также чистоту масла. Износ дисков контролируется по их толщине. Если износ превосходит 20% первоначальной толщины дисков, они заменяются новыми. Износ щетки в муфтах с контактным токоподводом контролируется по запасу хода, оставшегося у изношенной щетки. Если при повороте щеткодержателя (при вывертывании) на один оборот контакт прерывается, щетку следует заменить новой.