Муфты электромагнитные фрикционные серии ЭТМ предназначены для дистанционной коммутации кинематических цепей. Муфты служат для автоматизации привода металлорежущих станков и других машин: переключения ступеней чисел оборотов в коробках скоростей и подач, пуска, реверсирования и торможения главного привода. Они могут использоваться также для управления циклами неточных перемещений, в качестве сцепных (пусковых) в различных агрегатах и приборах.
Муфты выпускаются:
- со смазываемыми фрикционными дисками (масляные муфты) — ЭТМ2, ЭТМ4 и ЭТМ6;
- с фрикционными дисками сухого трения (сухие муфты) — ЭТМ1, ЭТМЗ и ЭТМ5.
Смазка масляных муфт осуществляется в основном путем полива пакета фрикционных дисков индустриальным маслом.
Сухие муфты эксплуатируются без смазки фрикционных дисков и имеют быстродействующее исполнение (быстродействующие муфты). Быстродействующие муфты применяются для механизмов подач копировальных и программных станков, для шаговых приводов и т.д.
В зависимости от способа подвода напряжения и по функциональному назначению муфты изготавливаются:
- контактные — ЭТМ1 и ЭТМ2;
- бесконтактные — ЭТМЗ и ЭТМ4;
- тормозные — ЭТМ5 и ЭТМ6.
Выбор типа муфт зависит от параметров окружающей среды, наличия или отсутствия масел в местах установки муфт, способа подвода напряжения и функционального назначения муфт.
Масляные муфты выпускаются с 5 по 15 габариты в диапазоне номинальных передаваемых моментов от 16 до 1600 Н-м.
Сухие муфты выпускаются с 5 по 12 габариты в диапазоне номинальных передаваемых моментов от 16 до 400 Н-м. Сухие муфты делятся на простые и быстродействующие.
Питание муфт серии ЭТМ осуществляется от любого источника постоянного тока или через двухполупериодный выпрямитель. Номинальное напряжение масляных и сухих муфт 24 В. Напряжение (справочное) быстродействующих муфт от 4 до 10,5 В. Для обеспечения быстродействия схема питания быстродействующих муфт должна обеспечивать форсирование процесса включения импульсом порядка 50—60 В.
Технические данные муфт ЭТМ
Габарит | Номинальный момент, Н-м | Номинальное напряжение,В | Ток, А, (справочный) | Предельно допустимая скорость вращения | Остаточный момент не | Вес муфты, кг | |
| ЭТМ2 | ЭТМ6 | более, Н-см | ||||
05 | 16 |
| 0,3 | 5000 | 7000 | 0,16 | 0,56 |
06 | 25 |
| 0,4 | 4500 | 6000 | 0,25 | 0,83 |
07 | 40 |
| 0,55 | 4000 | 5000 | 0,4 | 1,3 |
08 | 63 |
| 0,55 | 3500 | 4500 | 0,7 | 1,7 |
09 | 100 |
| 0,65 | 3000 | 4000 | 1,0 | 2,2 |
10 | 160 | 24 | 0,90 | 2800 | 3600 | 1,2 | 3,6 |
11 | 250 |
| 1,1 | 2500 | 3300 | 2,0 | 5,0 |
12 | 400 |
| 1,8 | 2200 | 3000 | 2,5 | 7,2 |
13 | 630 |
| 2,3 | 2000 | 2900 | 4,0 | 10,0 |
14 | 1000 |
| 3,0 | 1800 | 2700 | 6,5 | 14,2 |
15 | 1600 |
| 4,0 | 1600 | 2500 | 10 | 19,8 |
Габаритные размеры муфт ЭТМ
Габарит |
| L, для муфт | |||||
D | масляных | сухих простых | сухих быстродействующих | ||||
| Контактная, тормозная | Бес-контактная | Контактная, тормозная | Бес-контактная | Контактная, тормозная | Бесконтактная | |
05 | 80 | 32 | 38 | 52 | 58 | 48 | 54 |
06 | 90 | 35 | 44 | 60 | 69 | 53 | 62 |
07 | 100 | 38 | 45 | 63 | 70 | 56 | 63 |
08 | 110 | 40 | 48 | 70 | 78 | 63 | 71 |
09 | 120 | 45 | 55 | 75 | 85 | 68 | 78 |
10 | 135 | 52 | 60 | 85 | 93 | 76 | 84 |
11 | 150 | 60 | 68 | 98 | 106 | 90 | 98 |
12 | 170 | 68 | 74 | 115 | 121 | 100 | 106 |
13 | 190 | 78 | 82 | - | - | - | - |
14 | 215 | 90 | 100 | - | - | - | - |
15 | 240 | 100 | 110 | - | - | - | - |
Габаритные и установочные размеры муфт ЭТМ
Отверстия
Габарит | Шлицевое отверстие | Диаметр гладкого отверстия | ||||
1 ряд | 2 ряд | Зряд | 1 ряд | 2 ряд | Зряд | |
05 | 6 х 18x22 | - | - | 20 . | 18 | 16 |
06 | 6 х 21 х 25 | 6 X 18x22 | - | 22 | 20 | 18 |
07 | 6 х 26 х 30 | 6 х 21 х 25 | 6 х 18x22 | 25 | 22 | 20 |
08 | 6 х 28 х 34 | 6 х 26 х 30 | 6 х 21 х 25 | 30 | 25 | 22 |
09 | 8 х 36 х 40 | 6 х 28 х 34 | 6 х 26 х 30 | 35 | 30 | 25 |
10 | 8 х 42 х 46 | 8x36x40 | 6 х 28 х 34 | 40 | 35 | 30 |
11 | 8x46x54 | 8 х 42 х 46 | 8 х 36 х 40 | 50 | 40 | 35 |
12 | 8 х 56 х 65 | 8x46x54 | 8 х 42 х 46 | 60 | 50 | 40 |
13 | 8 х 62 х 72 | 8 х 56 х 65 | 8x46x54 | 70 | 60 | 50 |
14 | 10x72x82 | 8 х 62 х 72 | 8 х 56 х 65 | 80 | 70 | 60 |
15 | 10x82x92 | 10x72x82 | 8 х 62 х 72 | 90 | 80 | 70 |
Условное обозначение типа муфт серий ЭТМ: ЭТМ 0 000 00
- Э — электромагнитная;
- Т — трения;
- М — муфта;
- 0 — цифры, обозначающие габарит муфты (табл.);
- 000 — цифры, обозначающие конструктивное исполнение:
- 2 — муфта с контактным токоподводом (контактная);
- 6 — муфта с вынесенным токоподводом (тормозная);
- Буква, обозначающая исполнение посадочного отверстия под вал:
- А — отверстие гладкое со шпоночным пазом, отсутствие буквы — отверстие шлицевое;
- 00 — цифры, обозначающие номер ряда посадочного отверстия;
- Буква, обозначающая экспортное исполнение:
- Э — для поставок в страны с умеренным климатом.
- Т — для поставок в страны с тропическим климатом.
Муфта состоит из следующих составных частей: корпуса, пакета фрикционных дисков, внутренних и наружных. Наружные диски имеют волнистую форму, которая обеспечивает им пружинные свойства, необходимые для отпускания якоря при отключении муфты. Вся муфта собрана на общей втулке, сидящей на ведущем (ведомом) валу. С валом связан поводок, который соединяется с наружными дисками. Внутренние диски связаны с втулкой. Катушка возбуждения муфты закреплена в корпусе.
В контактных муфтах один выводной конец катушки присоединяется к контактному кольцу 1, а другой — к корпусу. Выводные концы катушек тормозных муфт выведены наружу через специальное отверстие в корпусе. Подвод питания контактных муфт осуществляется через щеткодержатель, входящий в комплект муфты.
При подаче напряжения на катушку муфты якорь притягивается к корпусу и сжимает пакет фрикционных дисков, в результате чего момент с ведущего вала передается на ведомый вал.
Многодисковые фрикционные муфты серии ЭТМ могут использоваться как на горизонтальных, так и на вертикальных валах. При монтаже на вертикальных валах, начиная с десятого габарита, электромагнитные муфты следует ставить якорем вниз.
Муфты меньших габаритов допускается монтировать на вертикальных валах с верхним расположением якоря. В связи с тем, что при монтаже на вертикальных валах значение остаточного момента будет выше, чем при монтаже на горизонтальных валах, необходимо во избежание перегрева ограничить скорость вращения: в первом случае до 60—80% от предельно допустимых значений, указанных в таблиц, а во втором случае до 30—50% от этих значений.
Необходимо также обращать внимание на то, чтобы статические сопротивления, приведенные в ведомой части, были достаточны, иначе после отключения ведомая часть не перестанет вращаться.
При установке муфты с контактным токоподводом втулка муфты жестко связывается с ведущим (ведомым) валом при помощи шлицов (или шпонки). Крепление корпуса тормозной муфты осуществляется с помощью винтового соединения. Наружные диски связываются с ведомым (ведущим) валом при помощи поводка, изготавливаемого заказчиком в соответствии с размерами шлицевых выступов дисков. При монтаже необходимо следить, чтобы фрикционные диски свободно перемещались в поводке.
Общая втулка муфты, на которой сидят внутренние диски, и поводок наружных дисков должны размещаться соосно с достаточной степенью точности. Рекомендуется выдерживать соосность в пределах 0,01—0,1 мм в зависимости от габарита муфты. Чем выше скорость вращения, тем допустимое отклонение по соосности должно быть меньше. Шейки валов под монтаж электромагнитных муфт должны при вращении вала в своих опорах иметь биение не более 0,02 мм.
Для питания электромагнитных муфт могут применяться любые источники постоянного тока. В схеме питания необходимо предусмотреть защиту обмотки муфты от перенапряжений, возникающих при коммутации муфты. Отрицательный полюс источника питания контактных муфт должен быть соединен с корпусов муфты.
Муфты ЭТМ рассчитаны для работы во взрывобезопасной среде, не содержащей агрессивных паров и газов в концентрациях, разрушающих металл и изоляцию, туманы и брызги токопроводящих жидкостей и токопроводящую пыль.
Муфты ЭТМ2, ЭТМ4 и ЭТМ6 предназначены только для работы в условиях, обеспечивающих смазку их минеральными маслами. Подача масла к муфте должна осуществляться по каналам вала или поливом пакета фрикционные дисков; при особо легких тепловых режимах допускается погружение части муфты в масляную ванну. Температура масла должна быть не более 50°С. Для смазки (охлаждения) муфт применяются минеральные масла с вязкостью не более 50Е, отфильтрованные, не содержащие металлических и других включений, влияющих на изоляционные свойства масел. Рекомендуются индустриальные масла 20 и 30 ГОСТ 1707-51. При применении масел с вязкостью выше указанной силовые характеристики муфт не гарантируются.
Муфты рассчитаны для работы в релейном режиме («включено» — «отключено»), использование их в режиме длительного скольжения не допускается. При выборе режима работы муфты необходимо иметь в виду, что установившаяся температура катушки не должна превышать 110°С.
В процессе эксплуатации муфты не требуют никакой регулировки. Следует лишь периодически контролировать износ дисков и щетки, а также чистоту масла. Износ дисков контролируется по их толщине. Если износ превосходит 20% первоначальной толщины дисков, они заменяются новыми. Износ щетки в муфтах с контактным токоподводом контролируется по запасу хода, оставшегося у изношенной щетки. Если при повороте щеткодержателя (при вывертывании) на один оборот контакт прерывается, щетку следует заменить новой.