Стартовая >> Архив >> Основы судовой электротехники

Технический надзор Регистра и специальные испытания - Основы судовой электротехники

Оглавление
Основы судовой электротехники
Электрические линейные цепи постоянного тока
Магнитные свойства ферромагнитных материалов
Расчет магнитных цепей
Эффект Кюри—Нееля, магнитострикция
Принцип действия трансформатора
Режим холостого хода трансформатора
Работа трансформатора под нагрузкой
Трехфазные трансформаторы
Основные положения метрологии, классификация электроизмерительных приборов
Приборы магнитоэлектрической системы
Приборы электромагнитной системы
Приборы ферродинамической системы
Требования Правил Регистра
Технический надзор Регистра и специальные испытания
Технический надзор Регистра в период швартовных и ходовых испытаний

§ 39. Технический надзор Регистра и специальные испытания электротехнических материалов, изделий и оборудования
Все электротехнические материалы, изделия и оборудование, предназначенные для использования на морских судах, должны быть испытаны на негорючесть, на механическую и электрическую прочность, на устойчивость к высокой влажности, высоким и низким температурам окружающей среды, на устойчивость к воздействию морской атмосферы и паров масла. Регистром могут быть предъявлены требования и по другим испытаниям.

Испытания на негорючесть

Электротехнические материалы (изоляция электрических кабелей и приборов, пластмассовые детали распределительных щитов и аппаратуры управления и другие детали) делятся на горючие и негорючие материалы.
Материалы негорючие — материалы, которые при нагревании до 750°С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для их самовоспламенения.
Материалы горючие — материалы, которые в процессе испытаний горят или выделяют горючие газы в количестве, достаточном для их самовоспламенения.
Горючие материалы и изделия, в свою очередь, испытываются по специальной методике на распространение пламени и подразделяются на медленно распространяющие пламя и быстро распространяющие пламя. По результатам испытаний горючие материалы и изделия оцениваются следующим образом. Горючие материалы, медленно распространяющие пламя, — такие материалы и изделия, которые относительно хорошо сопротивляются распространению пламени на поверхности и характеризуются величиной распространения пламени меньшей или равной 20 (1≤20). Горючие материалы, быстро распространяющие пламя, — такие материалы и изделия, которые распространяют пламя по поверхности и характеризуются величиной индекса распространения пламени большей 20 (1 >20).
Конструктивные части электрических элементов, изделий и электрического оборудования должны изготовляться в основном из негорючих материалов или по крайней мере из материалов, медленно распространяющих пламя.

Испытания на виброударостойкость (на механическую прочность)

Механическая прочность электротехнических изделий и элементов и электрического оборудования оценивается по величинам амплитуды и частоты вибрации, а также по величине ускорения при ударных нагрузках.
В соответствии с требованиями Правил Регистра все электротехническое оборудование должно надежно и безотказно работать при вибрациях с частотой от 5 до 30 Гц, при этом в диапазоне частот от 5 до 8 Гц нормируется величина амплитуды вибрации, равная 1 мм, а в диапазоне частот от 8 до 30 Гц нормируется величина ускорения, равная 0,5 g. Что касается ударных нагрузок, то нормой, установленной Правилами Регистра, является величина ускорения, равная 3 g (30 м/с2) при частоте ударов от 40 до 80 в минуту.
Кроме того, электротехнические изделия, элементы и электрическое оборудование должны безотказно работать при длительном крене судна до 15° и дифференте до 5е, а также при бортовой качке до 22,5° с периодом качки 7—9 с и килевой — до 10° от вертикали.
При разработке технической документации механическая прочность электротехнических изделий, элементов и электрического оборудования подтверждается соответствующими расчетами, а при изготовлении опытных образцов на заводе-изготовителе производятся испытания на специальных вибростендах и маятниковых копрах, по результатам которых делается вывод о возможности установки изделий на суда.

Требования Правил Регистра по температуре и влажности окружающей среды

Эти требования определяются тем, что транспортные суда совершают плавание как в тропических зонах с повышенной температурой, так и в полярных областях со значительными отрицательными температурами. Для неограниченного района плавания установлены следующие нормы по температуре окружающего воздуха: для машинных отделений и специальных электрических помещений от +45° до 0°С; для открытых палуб от +45° до —30°С; для других помещений от +40° до 0°С.
Для судов, совершающих плавание вне тропических зон, могут устанавливаться менее жесткие нормы.
Влажность воздуха нормируется в зависимости от его температуры. Так, например, при температуре (+45+2) °С относительная влажность должна быть в пределах 75+3%, при температуре (+40±2)°С относительная влажность равна 80+3%, а при температуре окружающего воздуха ( + 25±2)°С соответственно 95+3%.

Требования Правил Регистра по отклонениям напряжения питания и частоты

Все электрическое оборудование, устанавливаемое на морские суда, должно надежно и безотказно работать при отклонениях питающего напряжения и частоты, регламентируемых Правилами Регистра. Допустимая величина кратковременного, в пределах до 1,5 с, отклонения питающего напряжения составляет +12% и —30% от номинального значения напряжения. Длительное отклонение питающего напряжения допускается Правилами Регистра в пределах +6% и —10% от номинального значения.
Отклонения частоты электрического тока в судовых генераторах не должны превышать: кратковременные (1,5 с) — величины ±10%, а длительные — величины ±5% от номинального значения частоты.

В отдельных случаях в Правилах Регистра регламентируются величины падения напряжения, которые должны выполняться при выборе сечения кабеля. Так, например, падение напряжения на кабеле, питающем щит радиостанции и щит электронавигационных устройств, а также на кабеле, предназначенном для зарядки аккумуляторных батарей, не должно превышать 5%. Кабели, служащие для питания электрических двигателей переменного тока с прямым пуском, должны быть рассчитаны так, чтобы падение напряжения на клеммах двигателя в момент пуска не превышало 25% от номинального напряжения. Упомянутые выше величины отклонений питающего напряжения в значительной мере зависят от качества генераторов судовой электростанции и, в частности, от совершенства их регуляторов напряжения. В соответствии с Правилами Регистра система автоматического регулирования напряжения генераторов переменного тока должна удовлетворять следующим требованиям: внезапное изменение нагрузки генератора, работающего при номинальной частоте вращения и номинальном напряжении, не должно вызывать понижения номинального напряжения ниже 85% и повышения выше 120%. После этого напряжение генератора должно в течение не более 1,5 с восстанавливаться в пределах ±3% от номинального напряжения.

Испытания электротехнических материалов на стойкость против воздействия морской воды и маслостойкость

Испытания на влаго- и маслостойкость проводятся после того, как материалы успешно прошли испытания на механическую прочность (растяжение, изгиб, ударный изгиб). Стойкость материала против воздействия морской воды должна быть подтверждена в соответствии с Правилами Регистра выдерживанием образца размерами 200X300 мм в 3%-ном растворе NaCl при комнатной температуре в течение 5 мес.
Для испытания материала на маслостойкость берется образец такого же размера, т. е. 200X300 мм, толщиной 10 мм, который погружается в дизельное топливо на срок 30 сут.
В случае положительных результатов испытаний Регистр выдает специальное свидетельство (сертификат), разрешающее использование материалов на морских судах.



 
« Основные этапы развития средств связи в энергетике   Оценка потерь электроэнергии, обусловленных погрешностями измерения »
электрические сети