Содержание материала

  1. Законодательные и организационные мероприятия в СССР по охране водных источников от загрязнений

Во всех союзных республиках изданы законы об охране природы. В 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон «Об охране природы РСФСР», в котором значительное место отводится охране вод. Законом запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, цехов и агрегатов, сбрасывающих сточные воды без очистки.
Законами об охране природы предусмотрена ответственность за загрязнение водных источников неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами или отходами промышленных и коммунальных предприятии, если такое загрязнение может причинить вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству или рыбным запасам. Специальной статьей Уголовного кодекса за такое преступление предусмотрено наказание - исправительные работы на срок до одного года или штраф до 300 рублей.
Большое значение в законодательных мероприятиях по охране водных ресурсов имеет постановление Совета Министров СССР от 22 апреля 1960 г. «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР». Одним из основных организационных мероприятий, связанных с реализацией этого постановления, явилось создание во всех союзных республиках специальных органов по водному хозяйству с инспекциями по бассейнам рек (бассейновые инспекции).
В «Основах водного законодательства СССР и союзных республик», утвержденных Верховным Советом СССР в 1970 г., еще раз подтверждено, что природные воды являются общенародным достоянием, а рациональное использование их и охрана от загрязнения — дело большой государственной важности.
В 1970 г. создано Управление по охране водных ресурсов Каспийского моря. В 1972 г. вышло специальное постановление ЦК КПСС и Совета .Министров СССР «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами».

Органы надзора проводят работу в следующих направлениях: выявляют источники загрязнения поверхностных и подземных вод и разрабатывают мероприятия по его предотвращению; участвуют в размещении объектов водохозяйственного строительства с учетом обеспечения условий охраны природных вод; организуют исследования по очистке стоков, изменению технологических процессов в направлении уменьшения объема и степени загрязнения сточных вод; ведут наблюдения за качеством природных вод, влияющим на производственную деятельность и быт населения; разрабатывают и осуществляют организационные мероприятия по охране вод; контролируют проектирование и строительство водоочистных сооружений.
Бассейновые инспекции осуществляют также систематический надзор за промышленными предприятиями и другими водопотребителями, сбрасывающими сточные воды; проводят проверки качества очистки сточных вод на промышленных и коммунальных объектах; разрабатывают мероприятия по уменьшению потребления воды и сброса сточных вод. улучшению работы обезвреживающих устройств, осуществляют контроль за использованием капитальных вложений, отпускаемых государством на водоохранные мероприятия.
Лаборатории инспекций производят отбор проб и химические анализы как сточных вод, так и вод источников и водоемов, а также инспектируют работу заводских лабораторий, проверяя правильность производства ими подобных анализов.
Кроме бассейновых инспекций, охраной природных вод и изучением их качества занимаются также соответствующие органы Министерства здравоохранения СССР, осуществляющие преимущественно контроль за качеством хозяйственно-питьевой воды и надзор за лечебными минеральными водами; Министерства рыбного хозяйства СССР, ведущие контроль за состоянием водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение; Главною управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР, изучающие количественные и качественные характеристики поверхностных вод; Министерства геологии СССР, изучающие ресурсы и качество подземных вод.