Содержание материала

Огромная территория СССР характеризуется большим разнообразием климатических зон, рельефа и геологического строения. Этим объясняется и многообразие проявлений вредного воздействия воды (эрозия почв, наводнения, селевые явления, разрушение берегов водохранилищ и морей и т. д.), причиняющего народному хозяйству страны огромные ущербы. В то же время развитие промышленности и сельскохозяйственного производства связано с освоением неудобных территорий, расположенных в предгорных и горных районах, в прибрежной зоне морей и водохранилищ, т. е. в зонах, подвергающихся вредному воздействию воды. Поэтому проведение мероприятий по защите объектов народного хозяйства от этого воздействия приобретает все более важное значение. За последние годы имеются определенные достижения в изучении эрозионных процессов, селевых потоков, наводнений, абразии берегов, а также в разработке мероприятий по ослаблению или полному предотвращению этих явлений.
Эрозия почв проявляется как следствие незарегулированности поверхностного стока талых и ливневых вод, чрезмерных лесных порубок, перегрузки пастбищ и т. д. Она приводит к резкому снижению урожайности почв, к занесению плодородных земель продуктами эрозии, заиливанию рек, водохранилищ, оросительных и судоходных каналов. Борьба с эрозией почв является крупной научно-технической проблемой. В комплекс противоэрозионных водорегулирующих и водоохранных мероприятий на водосборной площади входят: рациональная организация территории, противоэрозионная агротехника, защитные лесные насаждения, лесовосстановительные мероприятия, пастбищно-мелиоративные работы и создание простейших гидротехнических сооружений. Осуществление комплекса охранных мероприятий на водосборах обеспечит регулирование поверхностного склонового стока и сокращение процессов эрозии почв, паводковых и селевых явлений.
Наводнения, в большей или меньшей степени наблюдающиеся на большинстве рек Советского Союза, периодически вызывают подтопление или частичное затопление некоторых городов, населенных пунктов, промышленных, транспортных и гражданских сооружений. В районах с интенсивными ливнями особенно опасны наводнения, повторяющиеся по нескольку раз в год, так как они не поддаются заблаговременному прогнозу, отличаются быстрым подъемом воды и обладают большой разрушительной силой. Наиболее сильные наводнения наблюдаются на реках Дальнего Востока, Сибири и в некоторых других районах страны. Самыми надежными средствами защиты от наводнений являются создание регулирующих сток водохранилищ и обвалование прибрежных территорий, причем проблема регулирования паводков наилучшим образом решается в пределах целых речных бассейнов. Создание каскада регулирующих водохранилищ на Волге, Каме, Днепре, Куре, Зап. Двине и других реках сократило, а в отдельных случаях полностью ликвидировало угрозу наводнений на них. Для решения проблемы борьбы с наводнениями необходимо ускорить составление схем комплексного использования водных ресурсов бассейнов крупных рек, осуществить строительство регулирующих  водохранилищ в сочетании с реконструкцией существующих и устройством новых систем обвалования.
Особый характер наводнений наблюдается в Ленинграде, где их причиной являются ветровые нагоны воды со стороны Финского залива. Частая повторяемость наводнений (237 наводнений за 272 года, в том числе 16 с подъемом уровня выше 2,5 м), значительные затопления территории и большой материальный ущерб, наносимый городу с четырехмиллионным населением, историческими памятниками и большим промышленным потенциалом, делают защиту Ленинграда проблемой большой государственной важности. Наиболее крупные и катастрофические наводнения наблюдались в 1691, 1777, 1824 и
1924 гг., когда подъем уровня воды достигал соответственно 3,40; 3,21; 4,21 и 3,80 м.
Для защиты Ленинграда от наводнений Ленинградским отделением института «Гидропроект» разработан проект, предусматривающий создание защитной линии сооружений, позволяющей изолировать Невскую губу от Финского залива при угрозе нагонного наводнения. Защитная линия проходит по трассе и. Горская — о. Котлин — г. Ломоносов длиной 25,4 км и включает в себя каменно-земляные дамбы с отбойной стенкой, водопропускные отверстия и судопропускные сооружения. Судопропускные и водопроводные отверстия закрываются только с наступлением угрожающего подъема уровня в Финском заливе. По гребню дамбы пойдут кольцевая шоссейная дорога и высоковольтная линия электропередачи. В целях регулирования стока Невы и уровня Ладожского озера рассматривается возможность сооружения в дальнейшем гидроузла-регулятора. Строительство защитной линии сооружений Ленинграда уже осуществляется.
Сели являются характерной особенностью горных районов страны. Селевые потоки отличаются высоким содержанием наносов, внезапностью появления и огромной разрушительной силой. Наиболее селеопасны горные районы Средней Азии, Южного Казахстана и Закавказья. С 1870 г. до настоящего времени в горных районах Средней Азии и Южного Казахстана отмечено более 2500 сходов селевых потоков, почти половина из которых приходится на Ферганскую долину, куда спускаются свыше 270 селевых русл. От селевых потоков в Средней Азии периодически страдают наиболее обжитые и освоенные в хозяйственном отношении межгорные долины и предгорья с населенными пунктами, гидроэлектростанциями, крупными ирригационными системами, автомобильными и железными дорогами.
В 1980 г. была полностью закончена сложнейшая система селезащиты Алма-Аты, состоящая из сооружений па Большой и Малой Алмаатинках и других притоках. К первоочередным объектам, предназначенным для защиты от селей, следует отнести такие города и крупные населенные пункты, как Андижан, Беговат, Фрунзе, Токмак, Душанбе, Куляб, Ленинабад, Пенджнкент, Ашхабад, Кызыл-Арват и др.
Одним из наиболее селеактивных районов страны является Закавказье. В Азербайджане селевые потоки наблюдаются почти повсеместно, в Грузии известны более 200 селеопасных водотоков, в Армении 440. Угрозе селевых и паводковых потоков подвержены крупные города и населенные пункты (Тбилиси, Кутаиси, Телави, Кварели, Казаталы, Нуха, Ордубад, Нахичевань, Ереван, Кафан, Алаверди и др.), железнодорожные и автодорожные магистрали, оросительные каналы. Общее протяжение селеактивных участков на Закавказской железной дороге достигает 270 км и на автомобильных дорогах — более 200 км. Для успешной борьбы с селевыми потоками и предупреждения их возможной активизации необходимы подробное обследование и изучение селеопасных районов, составление зональных проектов комплексных защитных мероприятий и обеспечение их планомерного осуществления. Кроме того, следует ограничивать вырубку лесов в горных районах страны.
Сохранение берегов морей от разрушения особенно важно там, где в непосредственной близости от берега располагаются населенные пункты, промышленные предприятия, гидротехнические сооружения, автомобильные и железные дороги, санатории и дома отдыха. Интенсивность переработки прибрежной части водоемов зависит от ряда природно-климатических факторов и в немалой степени от хозяйственной деятельности человека. Существенной переработке подвержены берега Черного, Азовского, Каспийского, Балтийского и Охотского (о. Сахалин) морей. Так, на побережье Черного моря наблюдаются интенсивный смыв пляжей и разрушение берегов. В пределах Грузинской ССР из общей длины береговой линии 305 км протяженность абразионных участков составляет более 150 км; значительные размывы берега происходят на стокилометровом участке Адлер — Туапсе, а также в Крыму (Ялта, Феодосия, Евпатория) и на Одесском побережье.
Берега мелководного Азовского моря подвержены значительному переформированию. Разрушение берегов ведет ежегодно к потере ценных пахотных земель, создает угрозу населенным пунктам, вызывает заносимость морских подходных каналов ряда портов. Под угрозой разрушения находится коса Чушка с проходящими по ней железной и автомобильной дорогами. На Каспийском море наряду с выдвижением берега в море на некоторых участках (район дельты Куры и Самура, отдельные участки восточного побережья) можно наблюдать размывы берега. Активное разрушение берегов Балтийского моря отмечается в пределах Калининградской области и Литовской ССР.
В целях сокращения переработки берегов крупных водоемов необходимо ограничить, а в некоторых районах прекратить изъятие гальки и песка из береговой зоны. Проектирование и проведение берегоукрепительных работ следует осуществлять по большим геоморфологическим зонам на основе научно обоснованных генеральных схем укрепления побережий.