Стартовая >> Архив >> Генерация >> Атомные электрические станции и их оборудование

Технологический транспорт - Атомные электрические станции и их оборудование

Оглавление
Атомные электрические станции и их оборудование
Выработка, распределение и потребление энергии
Типы АЭС и их технологическое оборудование
Тепловая и общая экономичность АЭС
Баланс теплоты и показатели экономичности АЭС
Регенеративный подогрев питательной воды
Конструкции регенеративных подогревателей
Деаэрационно-питательные установки
Питательные установки
Испарительные установки
Схемы включения испарителей в тепловую схему АЭС
Конденсационные установки
Теплотехнические схемы конденсаторов
Конструкция и выбор конденсаторов
Системы технического водоснабжения
Типы и принцип работы охладителей оборотных систем технического водоснабжения
Баланс теплоносителя и рабочего тела
Реакторные установки
Характеристика основного оборудования реакторных контуров
Вспомогательные реакторные системы, вопросы безопасности
Системы аварийного охлаждения
Парогенераторные установки
Парогенераторы на АЭС с жидкометаллическим теплоносителем
Турбинные установки
Теплофикационные установки
Активация и дезактивация
Вентиляционные установки
Технологический транспорт
Водно-химические режимы и физико-химические процессы
Генеральный план и компоновки
Компоновка главного корпуса АЭС
Трубопроводы
Редукционные установки, арматура трубопроводов
Тепловые схемы АЭС с водным теплоносителем
АЭС с жидкометаллическим теплоносителем
Режимы работы АЭС
Схемы регулирования мощности энергоблоков
Вопросы для самопроверки, список рекомендуемой литературы

Глава шестнадцатая
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ НА АЭС

Назначение технологического транспорта

Система технологического транспорта на АЭС предназначена для обеспечения операций с ядерным топливом. Технологический транспорт выполняет следующие функции:

  1. подготовка производства транспортно-технологической части;
  2. обеспечение активной зоны реактора достаточным количеством свежего топлива для поддержания требуемого уровня мощности;
  3. извлечение отработавшего топлива из активной зоны реактора и замена его свежим топливом;
  4. выдержка отработавшего топлива в бассейне выдержки на АЭС с целью снижения его радиоактивности и остаточных тепловыделений;
  5. выполнение операций по извлечению и установке внутрикорпусных элементов реактора.

Подготовка производства заключается в приеме с железнодорожного транспорта кассет, технологических каналов, стержней управления и защиты и др. и передаче их в соответствующие помещения на сборку, контроль и хранение.
Операции со свежим топливом включают доставку и хранение свежего топлива и подготовку его к загрузке в реактор.
Рассмотрим основные транспортно-технологические операции со свежим топливом для реакторов ВВЭР. Свежее топливо железнодорожным, водным, автомобильным транспортом в специальных контейнерах доставляется с завода-изготовителя до АЭС.

Рис 16.1. Схема операций с отработавшим топливом:
Схема операций с отработавшим топливом
1 — реактор; 2 — перегрузочная машина; 3 — стеллажи для отработавших ТВС; 4 — гнездо приемного отсека бассейна выдержки; 5 — железнодорожный транспорт; 6 — транспортный контейнер, 7 — мостовой кран реакторного зала; 8 — бассейн выдержки;
I — перегрузка отработанных ТВС из реактора в бассейн выдержки;
II — перегрузка выдержанных ТВС в транспортный контейнер; III —  погрузка контейнера на железнодорожный транспорт

Далее  по специальной платформе (рис. 16.1) по транспортному коридору топливо подается под блок склада свежего топлива. С помощью  мостового крана 7 контейнеры с тепловыделяющими сборками (ТВС) устанавливаются на место временного хранения в стеллажи 4, где они жестко дистанционируются.
Склад свежего топлива может размещаться как в здании реактора, так и за его пределами в отдельном здании. В последнем случае имеется один склад на все блоки АЭС, так как сразу несколько блоков не перегружаются.

Перегрузка топлива и перегрузочные машины

Основные конструктивные особенности перегрузочного оборудования определяются типом и конструкцией реакторной установки. Выбор схем и оборудования для перегрузки топлива зависит также ют компоновки АЭС.
Для РБМК перегрузка топлива осуществляется «на ходу» без остановки реактора. Для ВВЭР перегрузка происходит при остановленном реакторе и снижении в нем давления до атмосферного.

Перегрузочная машина для ВВЭР-440
Рис. 16.2. Перегрузочная машина для ВВЭР-440
1 — телескопическая штанга с телевизионной камерой, 2 — колонка с противовесом; 3  —  рабочая штанга; 4 — установка цепного кабелеукладчика тележки, 5 — сменный инструмент
Рис. 16.3. Разгрузочно-загрузочная машина для РБМК
1  — магазин, 2 — технологическое оборудование; 3 — верхняя часть скафандра с механизмами подъема и опускания подвески с кассетой, 4 — привод перемещения и управления захватом, 5 — цени управления и перемещения захвата, 6 — ферма; 7 — механизм перецепки; 8 — привод поворота магазина, 9 — средняя часть скафандра для размещения свежей и отработавшей ТВС, 10 — запорное устройство, 11 — контактная резервная система точного наведения; 12 — оптико-телевизионная система наведении, 13 — биологическая защита, 14 — нижняя часть скафандра, 15 — ключ герметизации запорного устройства, 16 — механизм перемещения стыковочного патрубка; 17 — контейнер; 18 — мост крана, 19 — тележка крана

Рассмотрим перегрузку топлива для ВВЭР. На рис. 16.1 приведена схема транспортно-технологических операций с отработавшим топливом. Перед началом перегрузки топливная сборка из стеллажа переставляется в чехол, который устанавливается в приемный отсек бассейна выдержки. Реактор останавливается и расхолаживается. Перегрузка ВВЭР осуществляется один раз в год. Перегрузка состоит в замене отработавших ТВС на свежие. Наибольшее распространение получил так называемый «мокрый» способ перегрузки, предусматривающий транспортировку отработавших ТВС от реактора к месту выдержки под защитным слоем воды, обеспечивающей мощность дозы облучения, соответствующую условиям обслуживаемого помещения.
Перегрузочная машина 2 (рис. 16.1) извлекает из активной зоны реактора ТВС с отработавшим топливом и транспортирует под слоем воды 1 в стеллажи 3 бассейна выдержки 8 для хранения отработавших ТВС. Свежие ТВС тем же путем загружаются в реактор. Извлеченные из реактора ТВС хранятся в бассейне выдержки под слоем воды. С уровня воды производится отсос воздуха в систему вытяжной вентиляции. Для отвода остаточного тепловыделения ТВС предусмотрен автономный контур циркуляции воды. Все трубопроводы ввода и вывода подсоединены к бассейну выдержки выше минимального уровня для того, чтобы в случае разрыва трубы бассейн выдержки не освобождался из-под воды. В бассейне выдержки имеется резервная зона, способная принять в аварийных ситуациях всю топливную загрузку реактора.
После определенного времени выдержки ТВС в транспортном контейнере вывозятся с территории АЭС.
Перегрузочная машина для ВВЭР-440 представлена на рис. 16.2. Масса машины — 30 т. Перегрузочная машина состоит из напольного моста, передвигающегося по рельсовым путям, смонтированным над бассейном выдержки и реактором, и тележки с рабочей штангой 3, движущейся в направлении, перпендикулярном движению моста. Машина имеет следующие характеристики: транспортная скорость движения штанги — 0,1 м/с, доводочная — 0,01 м/с, скорость движения тележки 0,01—0,1 м/с с плавным регулированием. Скорость передвижения моста 0,01—0,5 м/с с плавным регулированием. Для наблюдения за работой перегрузочной штанги, зон перегрузки реактора используется телевизионная камера, установленная на телескопической штанге 1.
Управление машиной осуществляется дистанционно с малого щита управления.
На рис. 16.3 представлена разгрузочно-загрузочная машина (РЗМ) для РБМК-1000. Основными ее частями являются: кран, контейнер, скафандр, ферма, технологическое оборудование, система наведения, органы управления. Мост крана располагается на высоте 11 м от пола центрального реакторного зала и продвигается на расстояние 39,6 м, тележка крана — на 12,5 м. Мост и тележка имеют две скорости: основная — около 0,16 м/с и доводочная 0,02 м/с. При доводочной скорости мост и тележка перемещаются толчками в 1 мм.
Последовательность операций при перегрузке следующая: заполнение скафандра конденсатом с температурой 30 °С, стыковка его с технологическим каналам, подлежащим перегрузке, выравнивание давлений в скафандре и технологическом канале, подача конденсата в технологический канал с расходом м3/ч, выгрузка отработавшей кассеты, снижение давления в скафандре до атмосферного, перемещение вынутой сборки в хранилище отработавших сборок.



 
« АСУ ТП энергоблока 500 МВт Рефтинской ГРЭС   АЭС с ВВЭР »
электрические сети