Особенности передачи тепла при принудительной циркуляции масла и воздуха и при направленной циркуляции масла
Наиболее распространенные схемы принудительной направленной циркуляции масла в обмотках изображены на рисунках 1.8 и 1.9. В схеме рисунков 1.8, а, 1.8, б и 1.9, а масло движется в основном по вертикальным каналам. В схеме рисунков 1.8, в и 1.9, б масло движется как в вертикальных, так и в горизонтальных каналах. Такое направленное движение обеспечивается за счет специальных перегородок.
Направленная циркуляция масла позволяет увеличить коэффициент теплоотдачи в 1,5—2,5 раза по сравнению с естественным охлаждением. На основании опытных данных Института трансформаторостроения (г. Запорожье) перепад температур между обмоткой и маслом .
Рис. 1.8. Движение масла в каналах обмотки: а — внутренняя цилиндрическая обмотка, б — наружная цилиндрическая обмотка, в — наружная катушечная обмотка.
Рис. 1.9. Схема принудительной направленной циркуляции масла в обмотках: а — конструкция без перегородок, б — конструкция с перегородками;
1 — цилиндр, 2 — обмотка, 3 — перегородка.
Распределения составляющих перепада температуры между обмоткой и маслом при различных значениях скорости масла.
Вторая схема эффективней первой, но сложна технологически и имеет за счет перегородок большее гидравлическое сопротивление.
На рис. показана, качественная картина распределения составляющих перепада температуры между обмоткой и маслом при трех значениях скорости масла (Wx < W2< < IV3) и при неизменном тепловом потоке q [2]. Перепад температуры по толщине изоляции ДО,- во всех трех случаях одинаковый, а перепад температуры между поверхностью и маслом Д05О уменьшается с увеличением скорости.