Обмотка НН выполнена из отдельных катушек, изготовленных из алюминиевой шины, сваренных аргонно-дуговой сваркой по две катушки.
Сварка обмоток НН
Заготовки алюминиевой шины отрезают на станке для резки шин или специально приспособленных гильотинных ножницах. Размеры заготовки указаны на чертеже обмотки. Каждую шину с двух сторон размечают по шаблону: четыре круглых, два овальных отверстия и место гибки. На комбинированных пресс-ножницах штампуют отверстия; гибку шины выполняют на гибочном станке. Каждой катушке придают цилиндрическую форму. На специальном приспособлении собирают по две катушки, выдерживают зазор между ними 10 мм. Короткие концы катушек сваривают аргонно-дуговой сваркой. Катушки снимают с приспособления и накладывают шов с другой стороны и с торца катушек. Сварной шов зачищают и снимают заусенцы.
Заготовка отводов ВН
Обмотка ВН выполнена цилиндрической многослойной из нескольких алюминиевых проводов. Конструктивная схема отводов ВН показана на рисунке 1. Сборку отводов ВН начинают с заготовки отводов. Заготовки пластин 3 и шин 4 и 8 отрезают на станке для резки шин. Размеры заготовок указаны на чертеже отводов. Заготовки пластин и шин рихтуют, размечают центр отверстий и на комбинированных пресс-ножницах штампуют отверстия. Запиливают торцы пластин и шин и с отверстий снимают фаски. Размечают под гибку заготовки шин 4 и 8. Гибку выполняют на гибочном станке. Шину 4 скручивают на 90° на приспособлении. Шины 4 и 8 сваривают между собой аргонно-дуговой сваркой до крепления на активной части. На заготовках выбивают буквенные обозначения согласно чертежу.
1 — обмотка ВН, 2 — обмотка НН, 3 — контактная пластина 4, 8 — шины, 5, 6 — буковые планки, 7 — электроизоляционный картон
Рисунок 1 - Конструктивная схема отводов ВН трансформатора ОСУ-100/0,5
Установка отводов ВН
До установки отводов снимают изоляцию с концов проводов обмотки ВН. Затем концы проводов выравнивают и лишнюю длину отрезают. Для крепления отводов ВН устанавливают и прикрепляют к верхней ярмовой балке буковую планку 6 (см. рисунок 1). Контактные пластины 3 с соответствующими обозначениями приваривают аргонно-дуговой сваркой к верхним концам обмоток.
Верхние концы обмоток с припаянными пластинами выгибают согласно чертежу и вставляют в пазы планки 6. Шину 4 с приваренной шиной 8 также устанавливают в пазы планки 6 и закрепляют буковой планкой 5. Затем шины 4 и 8 приваривают аргонно-дуговой сваркой к нижним концам обмоток. Отводы ВН в местах крепления изолируют двумя полосками электрокартона толщиной 0,5 мм. Изоляция должна выступать с обеих сторон планок на одинаковую величину. Расстояние К от конца отвода до буковой планки строго выдерживают. Места сварки запиливают напильником и зачищают стальной щеткой. Отводы ВП изолируют согласно указаниям в чертеже отводов.
Отделка трансформатора
После сборки и изолировки отводов. ВН производят отделку трансформатора. Отделку начинают с подпрессовки обмоток вертикальными стяжными шпильками. Деревянные и стеклотекстолитовые подкладки плотно прижимают к обмотке. Гайки на прессующих шпильках верхнего и нижнего ярм магнитопровода затягивают тарированным ключом. Подтягивают болтовые соединения креплений отводов. Возможность самоотвинчивания гаек и болтов устраняют кернением. Собранный трансформатор продувают сухим сжатым воздухом и с помощью пульверизатора покрывают лаком БТ-99. Трансформатор, покрытый лаком, сушат при температуре 18—23°С не менее 24 ч или при температуре 95—110° С в течение 3 ч. Мегомметром проверяют состояние изоляции обмоток относительно корпуса и между собой, а также качество выполненного заземления активной стали.