Под разгерметизацией подразумевается вскрытие заглушек и монтажных люков на баке трансформатора для установки комплектующих узлов. Различают частичную разгерметизацию, при которой основные изоляционные детали и узлы активной части находятся в масле, и полную разгерметизацию, при которой масло слито из бака.

При разгерметизации выполняют сложные и ответственные работы по установке и подсоединению вводов и других комплектующих узлов. При этом возникает повышенная опасность увлажнения, загрязнения и повреждения изоляционных деталей активной части. Наибольшая опасность ухудшения изоляции возникает при проведении полной разгерметизации трансформатора. Непременным условием проведения работ по полной разгерметизации является выполнение следующих организационно-технических мероприятий:
1) подготовка оборудования для заливки и слива масла из трансформатора, необходимого количества сухого масла для заливки;
2) подготовка комплектующих узлов и деталей для установки на трансформатор;
3) подготовка оборудования, приспособлений, инвентаря, инструмента и материалов для производства работ;
4) четкая организация работ монтажного персонала;
5) обеспечение мер против увлажнения изоляции в период разгерметизации.

Перед разгерметизацией трансформаторов, транспортируемых без масла с установкой автоподпитки азотом, следует принять меры по удалению азота из бака трансформатора.

Удаление азота производится одним из следующих способов:
1) путем заливки в бак сухого трансформаторного масла через нижнюю задвижку до полного вытеснения азота и последующего слива этого масла и заполнения бака сухим чистым воздухом;
2) путем вакуумировки бака трансформатора при остаточном давлении 15—20 кПа с последующим заполнением сухим чистым воздухом;
3) продувкой бака сухим чистым воздухом до достижения кислородосодержания внутри бака не менее 18%.

При разгерметизации трансформаторов, транспортируемых с маслом, слив масла происходит одновременно с заполнением бака сухим чистым воздухом. Началом разгерметизации считается: для трансформаторов, залитых маслом,— начало слива масла из бака трансформатора; для трансформаторов, находящихся без масла,— вскрытие первой заглушки. Окончанием разгерметизации считается герметизация бака и начало вакуумировки трансформатора.

В период разгерметизации кроме установки комплектующих узлов производят работы по удалению транспортных креплений, бакелитовых цилиндров вводов (если они установлены в трансформатор на время транспортировки) и по подготовке отводов обмоток к подсоединению. При полной разгерметизации удаляют остатки масла из бака трансформатора и осматривают активную часть после транспортирования и разгрузки.

Осмотр производят через люки. Он заключается в проверке отсутствия повреждения видимых деталей и узлов активной части трансформатора. При осмотре проверяют состояние доступных распорных винтов, фиксирующих положение активной части в баке при транспортировке. Винты должны быть затянуты до упора; прокладки, изолирующие активную часть от бака, должны быть в исправном состоянии. Нарушение изоляции может привести к замыканию отдельных конструктивных деталей трансформатора, образованию контуров и газовыделению в процессе работы трансформатора.

При наличии в трансформаторе встроенного переключающего устройства в период осмотра проверяют отсутствие повреждения, работу механизма переключения и другие работы.

При работе внутри трансформатора следует соблюдать осторожность, так как иногда даже незначительные повреждения и загрязнения изоляционных деталей или попадание внутрь посторонних предметов могут стать причиной развития неполадок при работе трансформатора. Во избежание этого необходимо выполнять следующие основные правила:
1) работы внутри трансформатора должны выполняться квалифицированными и опытными специалистами;
2) одежда работающих внутри бака специалистов должна быть чистой и не иметь металлических застежек. Если имеются карманы, они должны быть очищены от посторонних предметов;
3) при работе внутри бака нельзя наступать на изоляционные детали;
4) количество применяемых инструментов и приспособлений должно быть подсчитано и проверено до и после окончания работ.