Содержание материала

5. НАПРЯЖЕНИЕ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ АВТОТРАНСФОРМАТОРОВ
Следует отметить еще ряд особенностей автотрансформаторов— это меньшая, чем у трансформаторов, величина напряжения короткого замыкания, более сложные (чем у трансформаторов) условия при коротком замыкании, больший поток рассеяния. Большие потоки рассеяния создают в массивных металлических частях конструкции автотрансформаторов значительные добавочные потери, составляющие иногда десятки процентов от суммарных потерь в обмотках, а в некоторых случаях также и опасные местные перегревы.
Так как применяемые в энергетических системах мощные автотрансформаторы всегда имеют третью обмотку, то в последующем все рассматривается применительно к трехобмоточным автотрансформаторам, а потому не будем в каждом отдельном случае специально это оговаривать.
В мощных автотрансформаторах активная составляющая напряжения короткого замыкания весьма невелика, Uк, %, по существу равно реактивной составляющей напряжения короткого замыкания.
Напряжение короткого замыкания указывается на щитке автотрансформатора. Обычно указывают три величины напряжения короткого замыкания. Эти данные даются заводом-изготовителем на основании контрольных измерений при определении потерь и напряжения короткого замыкания (при опыте короткого замыкания). Напряжение короткого замыкания  указывается в процентах от номинального напряжения обмотки и дается для следующего сочетания пар обмоток:

Несмотря на то что мощности обмоток автотрансформатора могут быть различными (как, например, третичной обмотки), напряжение короткого замыкания относится к номинальной проходной мощности, т. е. к наибольшей мощности автотрансформатора. Отнесение напряжения короткого замыкания к разным значениям мощности (как это иногда делают) следует избегать, так как это может быть предметом ошибки при расчетах.
Анализируя значения Uк, %, данные в табл. 3 для некоторых типов мощных автотрансформаторов, можно сделать следующие выводы. Напряжения короткого замыкания для пары обмоток ВН — СН, соединенных между собой электрически, значительно ниже, чем у трансформаторов с раздельными обмотками. Так, например, для автотрансформатора АТДЦТГ-180000/220 (4-я строчка сверху в табл. 3) Wkbii-cii = 11,0%. Для трехобмоточного трансформатора с расположением обмоток ВН, СН, НН величина кви-СН составляет от 12 до 17%, а для двухобмоточного трансформатора — около 15%. Напряжения короткого замыкания между отдельной обмоткой НН автотрансформатора и одной из обмоток ВН или СН почти не отличаются от аналогичных величин для трансформатора. В рассматриваемом случае акви-ин = 35,5%, а  ксн-ын = 21,9%. Если же Uк отнести к мощности обмотки НН (90 МВА), то  кви-НН= 17,75%, а ггксн-НН = 10,95%, т. е. такие же, как и в случае трехобмоточного трансформатора.
В таблице обращают на себя внимание большие величины Uк в процентах для некоторых обмоток ВН и НН автотрансформаторов, как-то: 36,3; 38,4; 39,0 и даже 73,0. Это объясняется тем, что мощности обмоток различны и значительно разнятся друг от друга, а Uк приводится всегда к большей мощности. Если иквн-НН Для первого примера (73,0%) отнести не к мощности 90 МВА, а к 21 МВА, то будем иметь 17,0%.
Для этого же автотрансформатора иксн-НН = 62,0%, будучи отнесено к мощности 21 МВА, составит 14,4%, т. е. как для обычного трансформатора с раздельными обмотками.
Рассмотрим расположение обмоток ВН, СН и НН мощных автотрансформаторов относительно стержня магнитопровода.
В понижающих единицах наружной обмоткой, т. е. наиболее удаленной от магнитопровода, является последовательная обмотка автотрансформатора 1, условно называемая обмоткой ВН. Ввод обмотки ВН (А) по соображениям прочности изоляции делается посередине. Между обмоткой ВН (1) и магнитопроводом расположена общая обмотка автотрансформатора 2, условно называемая обмоткой СН (рис. 14,а). Ближней к стержню магнитопровода расположена обмотка НН (3). Соединение СН—В'Н целесообразно делать внизу, где делается также и ввод обмотки СН(Лт). Нейтраль X находится наверху.
Схема расположения обмоток автотрансформатора относительно стержня
Рис. 14. Схема расположения обмоток автотрансформатора относительно стержня магнитопровода.
а — понижающий автотрансформатор; б — повышающий автотрансформатор.
В повышающих единицах наружной является также последовательная обмотка автотрансформатора (1) с вводом (А) посередине. Генераторная обмотка, которой является обмотка НН (3), находится между последовательной и общей обмоткой (2) автотрансформатора (рис. 14,6). Нейтраль обмоток ВН и СН также расположена наверху. Ввод обмотки СН (Am) находится внизу.
Обращаясь к значениям Uк, %, для отдельных пар обмоток табл. 3 можем заключить, что автотрансформаторы 1-5,7,9-11 (считая строчки сверху) в девяти случаях имеют расположение обмоток согласно рис. 14,а, а в двух случаях (6 и 8) —согласно рис. 14,6.