Состояние трансформаторных масел оценивают по результатам испытаний, которые в зависимости от их объема делят на три вида: испытание на электрическую прочность (определение пробивного напряжения, содержания воды и механических примесей); сокращенный анализ (испытание на электрическую прочность, определение кислотного числа, содержания водорастворимых кислот, температуры вспышки и цвета масла); полный анализ (испытание в объеме сокращенного анализа, определение тангенса угла диэлектрических потерь tgδ — отношения активного тока утечки к емкостному току, натровой пробы, стабильности против окисления, влагосодержания и механических примесей).
Пробу масла для испытаний отбирают в чистые сухие стеклянные литровые банки с притертыми пробками.
На укрепленных этикетках указывают вид оборудования, дату и причину отбора пробы, фамилию работника, производившего отбор пробы.
Перед взятием пробы масла (обычно из нижних слоев) удаляют пыль и грязь со сливного крана (пробки), а затем его промывают сливом масла 0,5...3 л (в зависимости от его объема в аппарате).
При отборе пробы банки дважды промывают маслом из аппарата, после чего заполняют маслом до узкой части горловины и закрывают пробкой, затем отправляют в лабораторию для испытания.
В холодное время года внесенные в теплое помещение банки с маслом обычно не открывают 3... 4 ч, пока их температура не поднимется до температуры помещения (во избежание увлажнения масла из-за образования конденсата).
Установлена следующая периодичность испытаний трансформаторного масла: перед включением в работу трансформатора напряжением до 35 кВ — сокращенный анализ, на 110 кВ и выше — сокращенный анализ, измерение tg 8 и влагосодержания.
Через 10 и 30 дней после включения в работу трансформаторов напряжением 110...220 кВ испытания масла проводят в таком же объеме, как и перед включением, а при их дальнейшей эксплуатации — в соответствии с периодичностью, установленной для ремонта трансформаторов.
Внутренние повреждения в трансформаторе почти всегда сопровождаются выделением газа, при этом может возникнуть необходимость его немедленного отключения. Для получения информации при появлении газа в газовом реле анализируют объем, скорость выделения газов и состав газовой смеси. Скорость выделения газов и их объем дают предварительную информацию о размерах, а иногда и о характере повреждений, состав газовой смеси — о его виде.
Простейший способ проверки качества газа в газовом реле — оценка его запаха, цвета, горючести без специального отбора пробы. Цвет газа определяют через смотровое стекло, реле, горючесть — поджиганием выходящей из крана реле газовой смеси. Цвет газа необходимо определить как можно скорее, чтобы придающие ему окраску взвешенные частицы не осели или не растворились в масле. Черная или темно-синяя окраска газа, способного быстро воспламеняться, свидетельствует о термическом разложении масла, желтая — о воспламенении дерева, бело-серая невоспламеняющегося газа с острым запахом — о разложении бумаги. Четко выраженные запах, окраска и горючесть газовой смеси подтверждают повреждение трансформатора, а их отсутствие — наличие в газовом реле воздуха.
Приведенный порядок проверки качества газа не может являться основанием для установления предполагаемого вида повреждения, в некоторых случаях она может оказаться ошибочной, поэтому используется только для индикации.
Полную информацию о составе газовой смеси получают путем отбора проб газа в специальный сосуд с последующим исследованием его химического состава в стационарной лаборатории. При отборе пробы следят за ее надежной герметизацией, чтобы в газовую смесь не попал воздух окружающей среды. Для этого используют аспираторы, представляющие собой пипетку вместимостью 150...200 см3 с двумя запорными кранами и соединительной резиновой трубкой с зажимом. Пипетку заполняют запираюшей жидкостью (раствор поваренной соли, подкрашенный метилоранжем, или раствор глицерина), предназначенной для последующей изоляции пробы газа от соприкосновения с воздухом окружающей среды. При отборе пробы газа конец соединительной трубки надевают на штуцер крана газового реле, снимают с трубки зажим и последовательно открывают краны газового реле и аспиратора. Запирающая жидкость при поступлении газа в пипетку начинает вытекать (окончание отбора пробы фиксируют через смотровое окно реле или по заполнению газом всей пипетки). По окончании отбора краны аспиратора и газового реле закрывают, аспиратор отправляют в лабораторию для установления причины появления газа.