Содержание материала

Схема ГРУ СВН
Рис. 9 Схема ГРУ СВН

Рассмотрим в качестве примера один из возможных вариантов компоновки ГРУ СВН, выполненного по полуторной схеме с тремя BЛ и тремя группами автотрансформаторов (рис. 9). Каждая из трех BЛ через выключатель — отключатель связана с группой шунтирующих реакторов, при всех автотрансформаторах и реакторах установлены разрядники. Устанавливаемое на открытой площадке ГРУ спроектировано в однофазном исполнении. Требования удобства монтажа и обслуживания предусматривают возможность обслуживания всех элементов ГРУ подъемным краном и замены любого элемента без демонтажа смежных или соседних элементов. Оборудование размещается на одном этаже при минимальном числе пересечений шинопроводов. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность временного присоединения передвижных испытательных устройств (трансформаторов) для испытания смонтированных ячеек ГРУ и секций сборных шин.
При размещении наиболее крупногабаритного оборудования — автотрансформаторов и реакторов (всего 18 единиц) в два ряда длина фронта ГРУ определяется фронтом подходящих BЛ и составляет 170 м при расстоянии между соседними фазами 20 м. При расположении автотрансформаторов и реакторов по обе стороны общего железнодорожного пути на территории ГРУ возникают зоны, недоступные для автокрана, для обслуживания которых необходим железнодорожный кран небольшой грузоподъемности. Этот недостаток компенсируется уменьшением общего размера ГРУ, достигающего при двухрядной компоновке 40 - 45 %.
На рис. 10 показан вариант компоновки с вертикальным положением выключателя.
Компоновка ГРУ СВН
Рис. 10 Компоновка ГРУ СВН:
а — вид сбоку: б — вид сверху: 1 — выключатель (ввод сверху): 2 — выключатель (ввод снизу) ; 3 — выключатель — отключатель, 4 — трансформатор тока: 5 — измерительный трансформатор напряжения: 6 — разъединитель (угловой): 7 — разъединитель (прямой): 8 — линейный ввод: 9 — разрядник; 10 — реактор; 11 — трансформатор  

Компоновка ГРУ СВН  — вид сверху
Рис. 10. б

Сборные шины вытянуты на всю длину ячейки автотрансформатора, составляющую 25 м. На этой длине расположена вся аппаратура данной фазы, причем в границах каждой коммутационной группы линия — автотрансформатор проведено разделение фаз. Таким образом, различные фазы одного и того же аппарата разнесены на значительное расстояние, а между ними расположены фазы других аппаратов. При дистанционном управлении аппаратами это не вызывает затруднений.
Для монтажа и ремонта ГРУ используется мостовой кран. Для обслуживания разрядников и небольших участков шинопроводов при автотрансформаторах, находящихся вне зоны действия мостового крана, необходим железнодорожный кран, а для обслуживания линейных выводов — автокран.
Такая компоновка предъявляет к оборудованию определенные требования, наиболее существенными из которых являются следующие. Прежде всего необходимы два варианта разъединителя  угловой (с поворотом на 90°) и прямой (без поворота), оба с заземляющим ножом. Кроме того, требуются угольники тройники и крестовины шинопровода для поворотов шинопровода на 90° и для присоединения цепей к сборным шинам и перемычкам. Необходимы компенсаторы линейного расширения в каждой секции, обеспечивающие также возможность небольших перемещений секции вдоль оси при монтаже. При горизонтальной компоновке выключателей требуется поворот выводов на 90 и 180° относительно обычного положения. Необходимо предусмотреть установку глухих проходных изоляторов по обоим концам разъединителя и на обращенной к элегазовому шинопроводу стороне ТН, разрядников, линейных выводов и вводов элегаз — масло, автотрансформаторов и реакторов.
Площадь изображенного на рис. 10 варианта ГРУ составляет 0,945 га, причем зона обслуживания мостового крана охватывает 0,675 га. Можно отметить, что занимаемая площадь аналогичного ОРУ составляет более 20 га.