Исследование Массачусетского технологического института показывает, почему стоимость ядерной энергии продолжает расти
Оказывается, что основной причиной роста счетов за строительство АЭС являются мягкие затраты, косвенные расходы, связанные с инженерным проектированием, закупкой, планированием, составлением графиков, оценкой и контролем затрат. Небольшие модульные реакторы в конечном итоге могут способствовать снижению общих затрат.
Косвенные расходы составили 72 процента от общего роста затрат на строительство реактора в период с 1976 по 1987 год. В тот период количество средств, необходимых для строительства защитных сооружений, выросло почти на 118 процентов.
Этот период был изучен, поскольку он основан на надежных данных об атомной электростанции Westinghouse. Но исследователи обнаружили аналогичные тенденции и для других конструкций реакторов, установленных до 2017 года.
Согласно исследованиям Массачусетского технологического института, в трех из четырех реакторов США первый из них был также самым дешевым. Только кипящий реактор General Electric BWR-4 стал дешевле после первой установки. Но 14 из 18 рассмотренных установок оказались дороже.
Как низкие затраты влияют на разработку новых атомных станций.
Несоответствие между ожиданием и реальностью «преследовало атомную промышленность на нескольких рынках».
Например, производительность труда на недавно построенных станциях почти в 13 раз ниже, чем ожидалось, что объясняет, почему цена проекта Vogtle в Джорджии выросла более чем вдвое, достигнув 25 миллиардов долларов.
Vogtle также дает представление о том, почему производительность так низка. Проект, как и Flamanville во Франции и Olkiluoto 3 в Финляндии, был задержан. И каждая такая задержка увеличивает общую стоимость проекта и требует пересмотра графиков.
Такие задержки типичны для крупных проектов, конструкции которых могут изменяться в процессе строительства. И это может способствовать развитию одной области, в которой атомная промышленность делает ставку на снижение затрат за счет уникального сооружения: малых модульных реакторов (ММР).
Джессика Транчик, доцент кафедры энергетических исследований Института данных, систем и общества Массачусетского технологического института (MIT), отметила, что один из способов решить проблему невысокой стоимости - оптимизировать конструкцию реактора с помощью современных материалов и компонентов, которые не требуют такого большого объема строительства на месте.
SMR могут избежать проблемы мягкой стоимости - но неужели время на исходе?
«Идея состоит в том, чтобы перенести больше процессов на производственное предприятие и за пределы строительной площадки. Еще одно изменение в конструкции - дальнейшая автоматизация процесса строительства».
У SMR (малые модульные ядерные реакторы) есть свои проблемы, в первую очередь «десятилетние сроки, необходимые для продвижения их к коммерческой рентабельности», а также неопределенность стоимости, связанная с созданием уникальных проектов. В настоящее время ведущими игроками в развитии SMR являются Россия, которая построила плавучий SMR; и Китай, который сегодня строит блоки SMR, хотя и с менее продвинутыми разработками.
Еще дальше продвинулись на рынке европейские и североамериканские SMR. NuScale Power из Портленда, штат Орегон, одна из первых SMR-компаний, десять лет добивалась одобрения от федеральных регулирующих органов, но ее первый предложенный проект в Айдахо так и не будет введен в эксплуатацию до конца десятилетия. Проекты SMR от TerraPower, поддерживаемой Биллом Гейтсом, и X-energy недавно получили финансовую поддержку от Министерства энергетики США для создания первых рабочих блоков в течение следующих семи лет.
В Великобритании консорциум SMR, возглавляемый Rolls-Royce, столкнулся с угрозой потери данных о коммерческих операциях, запланированных на 2030 год, из-за возможности потери государственного финансирования.
Несмотря на это, Джонатан Кобб, старший менеджер по связям с общественностью Всемирной ядерной ассоциации, сказал, что исследование «подчеркивает, что строительство более мелких и модульных компонентов за пределами предприятия может стать одним из способов снижения затрат».
По его словам, результаты исследования также могут быть применены к крупным предприятиям.
«В Великобритании ожидается значительное сокращение затрат на станции Sizewell C, потому что прилагаются большие усилия по дублированию большей части строящегося в настоящее время в Hinkley Point C », - прокомментировал он.
«Строительство также могло бы состояться, если бы проект [европейский реактор под давлением] был одобрен в рамках британского процесса [общей оценки проекта]».
Все это не предполагает ничего хорошего для развития атомной энергетики. Вопрос в том, получит ли ядерная промышленность шанс применить выводы MIT на рынках Северной Америки и Европы, которые уже устали от «дорогостоящих саг о строительстве станций».