Остались позади: может ли мир не обеспечить для всех переход на экологически чистую энергию?
В ближайшие десятилетия в мире произойдут социальные и экологические изменения, которые необходимы для достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) к 2030 году. Глобальная энергетическая отрасль играет ключевую роль для обеспечения людей «доступной и чистой энергией» во всем мире.
В направлении отмечается некоторый прогресс в Европе и Северной Америке. Ørsted из нефтяной компании трансформировалась в ветроэнергетическую компанию; Великобритания два месяца «работает без сжигания угля»; Калифорния генерирует треть необходимой энергии из возобновляемых источников. В 2019 году бывший комиссар ООН Мэри Робинсон подчеркивала, что более развитые страны проводят энергетические реформы без учета интересов остального мира».
Всемирный банк опубликовал доклад о неравенстве в современном мире. В «Отчете об энергетическом прогрессе 2020» подчеркивается, что «в то время как многие страны увеличивают свои обязательства в отношении возобновляемых источников энергии, страны Африки к югу от Сахары, испытывает трудности». Согласно прогнозам Всемирного банка в этом регионе к 2030 году будет проживать 85% населения мира, не имеющего доступа к электроэнергии. С учетом экономических и логистических проблем многое предстоит сделать для достижения высоких целей ООН.
Децентрализованная электрификация.
Все люди должны иметь доступ к энергии. В докладе отмечается, что количество людей, не имеющих доступа к электричеству, во всем мире сократилось с 1,2 миллиарда в 2010 году до 789 миллионов в 2018 году, а доля мирового потребления энергии за счет возобновляемых источников энергии в это время, увеличилась с 16,3% до 17,3%.
Существующие объекты энергетической инфраструктуры не смогут обеспечить электроэнергией все население в мире. Данные Всемирного банка показывают, что в период с 2016 по 2018 год доступ к энергии в среднем получили 136 миллионов новых пользователей в год, в то время как население мира за этот период увеличилось на 84 миллиона человек. Это изменение было особенно заметно в Центральной и Южной Азии, где число людей, имеющих доступ к электроэнергии, увеличилось за этот период на 66 миллионов, что почти в три раза превышает рост населения на 24 миллиона человек.
Представитель Всемирного банка выразил оптимизм по поводу повышения темпов электрификации во всем мире: «Глобальные темпы электрификации неуклонно растут, электричество доступно для 9 из 10 человек. В период с 2010 по 2018 год доступ к автономным системам и мини-сетям увеличился в четыре раза».
Рост «мини-сетей» стал движущей силой расширения доступа к электричеству, поскольку эти объекты и другие малые возобновляемые генераторы проще устанавливать и эксплуатировать в отдаленных районах, чем крупные заводские объекты. Отчет основан на более раннем докладе Всемирного банка, который установил пять «уровней» доступа к энергии в зависимости от количества ватт-часов, доступных для домохозяйства ежедневно. В отчете за 2020 год отмечалось, что население мира, имеющее доступ к энергии «уровня 1+», в сумме от 12 до 200 Ватт-часов в день, увеличилось в пять раз с 2010 по 2018 год, при этом мини-сети обеспечили 28% всего автономного доступа «уровня 1+».
Медленный прогресс и несбалансированный рост.
Несмотря на рост, неравенство в темпах прогресса в различных частях мира основным вопросом на повестке дня Всемирного банка.
«Наиболее уязвимые и изолированные группы населения в настоящее время остаются позади», - сказал представитель Всемирного банка. «20 стран с наибольшим количеством населения, не имеют доступа к электричеству».
Этот дисбаланс усугубляется существующей энергетической инфраструктурой или ее отсутствием, создавая тем самым замкнутый круг неадекватной инфраструктуры. Это затрудняет инвестирование, поэтому многие из первоначальных проблем в сетевой инфраструктуре остаются нерешенными.
«Во всем мире 85% населения без электричества проживает в сельской местности, где доступность энергии низкая, а стоимость предоставления услуг часто непомерно высока для традиционных методов расширения сети», - пояснил представитель Всемирного банка. «Кроме того, расширение электросети - особенно для чистых технологий, таких как мини-сети возобновляемых источников энергии и внесетевая электрификация - остается недофинансированным».
Несмотря на стремление к электрифицированному будущему, мир не развивается достаточно быстро, чтобы выполнить поставленные цели, установленные ООН до 2030 года. Согласно прогнозам Всемирного банка и Международной энергетической ассоциации, при нынешних темпах прогресса только 93% населения мира будет иметь доступ к электроэнергии к 2030 году, что ниже целевого 100-процентного показателя, установленного ООН.
Энергоэффективность в мире улучшается недостаточно быстро. Для измерения темпов повышения энергоэффективности Всемирный банк использует измерение, называемое «глобальная первичная энергоемкость», которое достигается путем деления общего объема первичной энергии на единицу ВВП для измерения роста энергоэффективности. Хотя этот показатель увеличился на 1,7% в период с 2016 по 2017 год, он все еще намного меньше 3,6%, необходимых до 2030 года для достижения целей ООН.
Комплексная политика и всесторонние изменения.
Основным препятствием для многих проектов в области энергетической инфраструктуры является недостаточное финансирование. По оценкам Программы развития ООН, мир должен будет инвестировать 51 млрд. долларов в год до 2030 года, чтобы гарантировать доступ к энергии для всего человечества к 2030 году. Это в пять раз больше, чем годовой ВВП Чада, где менее 10% населения имеют доступ к электричеству.
Таким образом, ожидается, что иностранные инвестиции будут играть ключевую роль в достижении целей ООН. Растущая финансовая поддержка является положительной на одном уровне, но на другом она может способствовать развитию «энергетического колониализма», то есть развивающиеся страны будут полагаться на инвестиции более богатых зарубежных стран для удовлетворения потребностей в электроэнергии, создавая дисбаланс в динамике развития энергетики. В 2010 году то, что Всемирный банк назвал «потоками международного финансирования в развивающиеся страны в поддержку экологически чистой энергии», составляло 10,1 млрд. долларов, а в 2017 году эта цифра увеличилась более чем вдвое и составила 21,4 млрд. долларов.
Тем не менее, Всемирный банк призвал к «комплексному» решению этих проблем, в рамках которых национальная политика, экономические стимулы и экологические соображения согласованы с «развитием энергетического сектора без эксплуататорской колониалистской модели».
«Таким образом, ускорение процесса электрификации возможно только благодаря развитию технологий и бизнес-моделей, таких как снижение стоимости солнечных фотоэлектрических [и] аккумуляторных решений и энергоэффективных установок», - заявил представитель Всемирного банка.
Развитие рынков и частные инвестиции будут способствовать доступности энергии для большего количества людей. Также программы по электрификации должны стать более инклюзивными и основываться на более широких программах экономических и социальных преобразований во всем мире.