интегрированная  электросеть MENA

Два десятилетия назад электрические компании Средиземноморского бассейна планировали, но не реализовали гигантский проект под названием «MedRing». Проект, начатый в 2010 году, предусматривал соединение 22 электрических сетей между странами Средиземноморья, начиная от Марокко через Испанию до Северной Африки и Ближнего Востока - с петлями, соединяющими Сирию с Турцией, а Турцию с континентальной Европой - через Грецию и Болгарию. Целью этого беспрецедентного проекта было создание единого европейско-средиземноморского рынка электроэнергии.

Пилотный проект, в рамках которого было инициировано несколько испытаний межсистемных соединений, не увенчался успехом. Несмотря на то, что блок Магриба - Марокко, Алжир и Тунис - продемонстрировал эффективность; блок Машрика - от Египта до Сирии - продемонстрировал колебания, вызванные нарушением работы электрической сети в этом районе.

Возобновляемая энергетика.

На момент развертывания этого проекта Марокко и Египет были единственными странами MENA, в которых доля возобновляемых источников энергии превышала 10%. С тех пор обе страны разработали масштабные программы развития солнечной и ветряной энергии. Рост возобновляемых источников энергии в остальных странах Ближнего Востока и Северной Африки начался только после снижения затрат на фотоэлектрические и ветро- установки. Что касается производителей нефти и газа, то акцент на возобновляемые источники энергии возник по мере того, как страны осознали, что ежегодное увеличение спроса на электроэнергию на 8% «съедает» использование основных экспортных товаров - сырой нефти и природного газа.

Сегодня благодаря четкой политике и распространению амбициозных стратегий использования возобновляемых источников энергии в этих странах образовался избыток энергии. В 2020 году в большинстве стран Совета сотрудничества стран Персидского залива и Северной Африки наблюдался профицит электроэнергии, в то время как в странах Левантийского региона, а именно в Ливане и Ираке, отмечался дефицит, согласно «MENA Energy-Investment Outlook на 2021–2025 гг.» компании Apricorp.

Новые интерконнекторы.

За последнее десятилетие ситуация изменилась. Растущая доля возобновляемых источников энергии в системе ставит перед электрическими сетями новые задачи.

«Сегодня сети перегружены возобновляемой энергией. Эта тенденция будет усиливаться в связи с амбициозными стратегиями по увеличению ее производства в глобальном энергетическом балансе», - объясняет Вессел Баккер, бизнес-директор DNV по оффшорным электрическим сетям.

«Чтобы справиться с проблемами, возникающими в сетях в результате высокой доли возобновляемых источников энергии, необходимо искать интеллектуальные решения, позволяющие лучше использовать существующие сети», — говорит Баккер. «Применение инновационных технологий, таких как интеллектуальная цензура или добавление динамики рынка, обеспечивает оптимизацию использования сети на первом этапе. Но это не полностью решает проблему».

Консультант DNV добавляет, что, учитывая ярко выраженное несоответствие между спросом и предложением в регионе MENA в определенные периоды, сохраняется необходимость укрепления сетей путем усиления их взаимосвязи.

Устраняя периоды избыточного производства электроэнергии, межсетевое соединение также помогает уменьшить хроническую нехватку электроэнергии в некоторых частях региона. Иракский сетевой оператор начал работу над проектом по соединению своей электросети с Иорданией, что позволит последней поставлять в Ирак до 1 ТВт-ч электроэнергии в год на первом этапе проекта. План направлен на устранение дефицита, который заставил страну в значительной степени полагаться на импорт электроэнергии из Ирана. Проект осуществляется параллельно с другим планом по созданию общей энергосистемы с Советом сотрудничества стран Персидского залива (GCC).

Несмотря на то, что инфраструктура межсоединений GCC уже создана и работает с 2016 года, она используется только на 10% - при аварийных ситуациях и для распределения резервов посредством двусторонних контрактов. Так как энергосистема Саудовской Аравии работает на частоте 60 Гц, а другие системы - на частоте 50 Гц, то межсистемное соединение включает в себя параллельные преобразовательные станции постоянного тока высокого напряжения для подключения системы Саудовской Аравии 380 кВ 60 Гц к энергосистемам 400 кВ 50 Гц. Это задержало реализацию проектов межсистемных соединений между странами Персидского залива и более широким регионом MENA.

Недавний проект межсетевого соединения между Саудовской Аравией и Египтом «открыл двери» для реализации новых проектов в этом районе. Так, например, планируется строительство проекта стоимостью 1,6 миллиарда долларов, который направлен на повышение надежности систем и импорта энергии. Ожидается, что, при ежедневном обмене до 3 ГВт в часы пик, два сложных рынка будут способствовать как увеличению экономии средств, так и повышению эффективности, особенно с учетом роста спроса и увеличения доли возобновляемых источников энергии в их энергетическом балансе.

Европа – БВСА.

В дополнение к проектам по созданию межсетевых соединений между странами планируется расширение интерконнекторов EU-MENA, такие как соединение Египта с Европой через Грецию и Туниса с Италией. Также изучается план проекта соединения Марокко с Соединенным Королевством посредством подводных кабелей высокого напряжения постоянного тока протяженностью 3800 километров.

Строительство таких проектов зависит от амбициозных планов развития солнечной энергетики в Северной Африке и пользуется преимуществами уже достаточно хорошо интегрированных рынков электроэнергии Северной Африки с точки зрения пропускной способности соединительных линий.

Несмотря на то, что подключение ЕС к MENA широко обсуждается и очень привлекательно для европейских рынков, стремящихся диверсифицировать свои источники энергии, оно по-прежнему сопряжено со многими проблемами.

«Совместное использование энергетических ресурсов и объединение сетей создаст новую эру экономического развития и интеграции в регионе ЕС- MENA», — утверждает Баккер из DNV. «Технический прогресс позволил нам противостоять многим техническим ограничениям, что демонстрирует новейшая экструдированная кабельная система на 525 кВ, способная передавать до 4 ГВт энергии. Такие высокие показатели открывают огромные возможности для обоих регионов. Однако огромные выгоды от таких проектов откладываются, а согласования с ЕС проходят особенно медленно».

Марокканский случай.

Марокко, которое в настоящее время стремится увеличить свою долю возобновляемых источников энергии до 60-65% к 2030 году, возможно, станет одним из основных центров передачи экологически чистой электроэнергии в Европу. Для поддержки этой стратегии страна выделила значительные средства и запустила инвестиционные программы для укрепления своих производственных и транзитных мощностей. На развитие и укрепление электрической сети, в частности, для нужд эвакуации новых производственных средств и увеличения мощности транзита электроэнергии с соседними странами, был выделен инвестиционный бюджет в размере 172 млн. долларов США в среднем в год.

Два подводных кабеля на 400 кВ общей номинальной мощностью 1,4 ГВт между Испанией и Марокко демонстрируют, что соединение Ближнего Востока и Северной Африки с ЕС вполне осуществимо. Эти соединения являются единственными электрическими соединениями Европы с MENA.

Линии, введенные в эксплуатацию в 1997 и 2016 годах, соответственно, технической мощностью 700 МВт каждая, позволили Марокко увеличить объем электроэнергии, экспортируемой в Европу, с 8 ГВт-ч в 2017 году до 1207 ГВт-ч в 2019 году, согласно прогнозу, сделанному в 2020 году. Марокканская государственная компания по производству электроэнергии и воды ONEE и испанская компания REE изучают возможность реализации еще одного проекта усиления с такими же техническими характеристиками, который должен быть введен в эксплуатацию до 2026 года.

Также в настоящее время проводится исследование соединительной линии Марокко и Португалии мощностью 1 ГВт. Технико-экономическое обоснование межсетевого соединения, начатое 20 июня 2016 года совместно ONEE и Главным управлением энергетики и геологии Португалии, было поручено компании DNV.

Марокко недавно опубликовала свой сетевой кодекс. Это предоставляет больше возможностей разработчикам, которые намерены экспортировать энергию в Европу, и готовы решать любые технические проблемы для соответствия европейским стандартам.

«Марокко стремится полностью интегрировать свой энергетический рынок в энергетический рынок Европы, посредством углубления и сближения политики и законодательной, институциональной, нормативной и управленческой базы в энергетическом секторе, с механизмами, действующими на региональном уровне», — отмечает Абдельлатиф Бардах, президент марокканского органа по регулированию электроэнергетики. «Мы считаем, что региональная интеграция сделает сеть более устойчивой и стабильной. А также стремимся к дальнейшей интеграции с рынками Северной Африки и в странах Африки к югу от Сахары, а также в Европе». В ходе текущих исследований изучается возможность соединения марокканской энергосистемы с Западной Африкой через Мавританию.

Однако, несмотря на то, что Марокко является успешным примером, в стране все еще не решены все проблемы в области регулирования. Мощности соединительной линии Марокко-Испания формируются за счет краткосрочных контрактов на электроэнергию, которые не предусматривают долгосрочное бронирование мощности. Это фактически не оставляет практически никаких возможностей для включения корпоративного трансграничного PPA.

Более того, ONEE выступает в качестве единственного экспортера электроэнергии из Марокко, и нет прецедента, чтобы частный оператор бронировал мощности на межсетевом соединении Марокко-Испания.

Исследование, проведенное фондом RES4Africa и PwC в апреле 2021 года, также подчеркивает отсутствие развитой и взаимно признанной системы гарантий происхождения в Марокко. Такие сертификаты в настоящее время выдаются регулирующим органом по возобновляемым установкам общей мощностью 280 МВт. На сегодняшний день сертифицированы только солнечная станция NOOR I и ветряная электростанция Khalladi мощностью 160 МВт и 120 МВт соответственно.

Основные ограничения.

Для межсетевых соединительных линий между странами Ближнего Востока и Северной Африки и ЕС и Ближнего Востока и Северной Африки имеются разные основания. Прокладка линий электропередач через море представляет собой сложную задачу с технической точки зрения. Средиземное море очень глубокое,  и это необходимо учитывать на этапе планирования и строительства. DNV, например, отмечает, что «обслуживание такой инфраструктуры может быть очень проблематичным».

Структура спроса на электроэнергию также сильно различается между Европой и странами Ближнего Востока и Северной Африки, так как пик потребления обычно приходится на зиму на севере и летом на юге. Это важно, поскольку обмен энергией в обоих направлениях в разное время года поможет обеспечить электроснабжение и снизить себестоимость производства за счет постоянного использования возобновляемых источников энергии, что более выгодно с экологической точки зрения.

Что касается структуры рынка, то в последнем опубликованном ЕС отчете о соединительных линиях с соседними странами основное внимание уделяется тому, что такие проекты следует осуществлять в странах, которые имеют высокий уровень сближения нормативно-правовой базы и надежное обоснованное политическое, техническое и экологическое сотрудничество с ЕС. Различия между ЕС и странами MENA в отношении структуры энергетического сектора, открытости рынка, зрелости, нормативно-правовых актов и институтов, а также политической стабильности создают в связи с этим серьезные проблемы.

Как на уровне ЕС-MENA, так и на уровне стран MENA, проекты «пересекают более одной юрисдикции и требуют консенсуса многих сторон». «Создание инфраструктуры - это одна задача, внедрение правильных технологий - другая, но обеспечение возможности торговли, распределения прав и привлечение достаточных инвестиций, а также поддержание критического баланса между частным и государственным секторами — это вопросы, которые все еще разрабатываются в регионе MENA», — объясняет региональный менеджер DNV в ОАЭ Мохаммед Атиф.

Еще одна проблема, стоящая перед межсетевыми соединениями, заключается в привлечении адекватных инвестиций. Необходимо учитывать, что их координация является более сложной и трудной задачей, чем национальные инфраструктурные проекты. С экономической точки зрения для развития межсетевых соединений требуется бизнес-модель, на основании которой можно будет решать общие проблемы регулирования сетевой инфраструктуры, например, такие как стимулирование инвестиций и эффективность работ с учетом рисков в каждой стране. Местное регулирование и уровень энергетических субсидий в каждой стране должны быть адаптированы для обеспечения большей гибкости и торговых возможностей.