Падение цен на солнечные модули стимулировало спрос в 2023 году. Проекты, отложенные или отмененные в 2022 году, успешно возобновили строительство в 2023 году, а новые проекты начали реализацию. Ожидается, что спрос на модули по итогам 2023 года составит от 412 ГВт до 455 ГВт, что на 53% больше, чем в прошлом году.
С увеличением поставок модулей в 2023 году Европа и Бразилия столкнулись с проблемой накопленных запасов. Падение цен благоприятствует внутренней доходности проекта, однако нехватка сотрудников, изменение планов привели к несоответствию между производством и установкой. В условиях избытка запасов некоторые производители были вынуждены снизить цены или переместить модули в другие места, что привело к значительным убыткам. В 2024 году спрос на установку, вероятно, продолжит расти, но все еще будет отставать от роста производственных мощностей. Избыток предложения сохранится, что ограничит ввод новых производственных мощностей. В 2024 году производители, имеющие избыточные запасы, будут более осторожны в вопросах производства, доставки и продаж.
Рост солнечной энергетики напрямую зависит от мощности электросетей. В этом году Бразилия и некоторые европейские страны отложили или отменили небольшие проекты из-за ограниченных возможностей энергосистем. Быстрый рост числа установок на крышах в Китае привел к тому, что местные власти также были вынуждены приостановить подключение небольших проектов из-за ограниченной пропускной способности сетей и ввести обязательную установку хранилищ энергии в качестве временной меры. Модернизация сетей в любой стране требует инвестиций и регулирования.
В 2023 года рост солнечной энергии замедлился из-за более высокого базового уровня, проблем с сетями и тенденций локализации. При этом перспективы рынка остаются положительными, поскольку цены на модули упали, при этом прогнозируется, что в 2024 году спрос на модули вырастет на 15–20%.
Сокращение прибыли.
Благодаря расширению мощностей в солнечной энергетике по всей цепочке поставок в 2023 году, улучшилась ситуация с дефицитом поликремния, но быстрый рост производства солнечных установок привел к серьезному профициту. В 2023 году цены по всей цепочке поставок упали. Цены на поликремний снизились с CNY 300 ($41,40)/кг к концу 2022 года до примерно CNY 69/кг в настоящее время, а цены на модули упали с прошлогодних $0,245/Вт до $0,135/Вт. В будущем возможны краткосрочные колебания цен при изменении спроса и предложения, но поскольку предложение по-прежнему будет превышать спрос на установку, цены вряд ли значительно восстановятся.
Рост производственных мощностей солнечных батарей способствует развитию отрасли, но также вызывает все более жесткую конкуренцию между производителями. Наблюдая быстрый рост рынка, увеличение прибыли и высокие цены по всей цепочке поставок в 2022 году, существующие и новые игроки на рынке фотоэлектрических систем анонсировали планы расширения, усиливая конкуренцию и снижая цены.
Теперь, когда цены рухнули, многие производители практически не получают прибыль, поэтому вынуждены корректировать уровень производства в соответствии со спросом. В результате некоторые старые производственные линии были выведены из эксплуатации, поскольку они больше не приносили прибыль, а многие планы по созданию новых мощностей отменены. В 2024 году ожидается отмена еще большего количества проектов по расширению. Компании с недостаточным контролем затрат и ограниченными каналами сбыта будут вытеснены с рынка.
Некоторые страны ввели протекционистские меры в отношении солнечной продукции и пытаются создать внутренние мощности для обеспечения своей энергетической независимости. Например, на это направлен Закон США о снижении инфляции (IRA) и расследование обхода запретов солнечной продукции из Юго-Восточной Азии. Индия ввела базовую таможенную пошлину на импортные модули, а также схему стимулирования производства. Европа оценивает необходимость ограничения импорта солнечных батарей, так как рынок столкнулся с огромным количеством китайских модулей по низким ценам.
Цепочка поставок солнечной энергии по-прежнему сосредоточена в Китае. Китайские мощности по производству поликремния, пластин, элементов и модулей составляют 93 %, 97 %, 90 % и 82 % от общемирового объема, соответственно. Мощности за пределами Китая не в состоянии удовлетворить спрос. Если Европейский союз ограничит импорт солнечных батарей до обеспечения поставок, объемы установки в этих странах упадут. В прошлом году в США падение составило 16 % после принятия Закона о предотвращении принудительного труда уйгуров, который ограничил импорт модулей с использованием поликремния из Синьцзяна.
Благодаря политике в 2023 году появились проекты производственных мощностей в США и Индии, которые начнут работу в 2024 году. Согласно статистике, годовые мощности по производству модулей за пределами Китая увеличатся по меньшей мере на 78%, до 270 ГВт в 2023-2024 гг. Некоторые производители рассматривают возможность расширения мощностей в Европе и на Ближнем Востоке, что изменит ситуацию в отрасли, в которой доминируют китайские модули.
Стоит отметить, что проекты расширения за рубежом в основном касаются производства модулей. Существует несколько планов по расширению производства элементов и отдельные проекты по производству поликремния и пластин. Новые игроки на рынке фотоэлементов и модулей вряд ли смогут полностью отказаться от китайских поставок в течение двух-трех лет.
В целом, солнечная индустрия в 2024 году продолжит расти, несмотря на ограничение мощности сети и нехватку рабочей силы. Расширение производственных мощностей и снижение цен будут эффективно стимулировать спрос.
В то же время рост производственных мощностей, интенсивная ценовая стратегия и технологические изменения ставят под вопрос способность поставщиков контролировать затраты и инвестировать в исследования, разработки и продажи. Ожидается, что отрасль будет меняться по мере ввода производственных мощностей за пределами Китая, при этом регулирование спроса и предложения станет более сложным.