электростанция Китая

Цепочка поставок для производства солнечной энергии относится к отраслям, на которые влияет сочетание роста спроса на электроэнергию, нехватка угля и меры по сокращению выбросов углерода, что привело в Китае к нормированию электроэнергии в масштабе всей страны.

В провинции Юньнань на юго-западе Китая производители металлического кремния, используемого в качестве сырья для поликремния, работают на 10% от объема производства, достигнутого в августе, и, возможно, такая ситуация продлится до конца года, так как спрос на электроэнергию контролируется властями провинции.

Другие  представители цепочки поставок солнечной энергии в провинции Гуанси на юге вынуждены работать всего два дня в неделю, также как и предприятия по производству бетона, стали, извести и керамики. В соседней провинции Гуандунь все промышленные предприятия полноценно работают только по пятницам и субботам, а в остальные дни энергия подается не более 15% от спроса.

В последние дни из Китая поступают сообщения о резкой нехватке электроэнергии. Проблемы в стране фактически отмечаются с конца июня, но нормирование в пиковые летние часы для Китая является обычным.

На этот раз все изменилось: перебои продолжаются, меры по нормированию до конца года ввели уже 19 провинций, а отключают не только предприятия, а и бытовых потребителей. В самой северной китайской провинции Хэйлунцзян, где уже холодно, одна семья, по сообщениям, чуть не погибла после внезапного отключения электроэнергии.

Проблемы вызваны сочетанием роста спроса на электроэнергию после пандемии и одновременным запретом на импорт австралийского угля. Пекин продолжает контролировать цены на электроэнергию, но ситуация еще больше усугубляется из-за политики сокращения выбросов углекислого газа.

Спрос.

Спрос на электроэнергию со стороны промышленности в первые восемь месяцев года был на 13,5 процентных пункта выше, чем за тот же период 2020 года, и составил 3585 ТВт-ч, что отражает рост общего потребления на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 5,47 ПВт-ч.

Цифры, представленные Главным таможенным управлением Китая, говорят о подъеме, вызванном восстановлением мировой экономики после пандемии. Так импорт Китая в январе-августе составил 2,48 триллиона юаней (385 миллиардов долларов), что на 23,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 22,8% больше, чем за первые восемь месяцев 2019 года.

Проблема китайских угольных электрогенераторов заключается в том, что Пекин строго контролирует цены на электроэнергию, поэтому «производственные затраты нельзя просто переложить на потребителя». Несоответствие между либерализованным рынком угля и централизованно контролируемыми ценами для конечных потребителей иллюстрирует текущая ситуация в провинции Гуандун, где цена угля в размере 1560 юаней за тонну (242 доллара США) подняла стоимость угольной электроэнергии до 0,472 юаня за киловатт-час ($0,073). Поскольку предельная цена на электроэнергию для угольных энергетических компаний составляет около RMB0,463 за кВт/ч ($0,071), генераторы теряют около 0,12 юаня за каждый производимый киловатт-час. Поэтому в такой ситуации очевидным решением стало нормирование поставок электроэнергии.

В первой половине года 73% электроэнергии генерировали угольные электростанции. Пекин в связи с дипломатическими разногласиями ввел запрет на импорт австралийского угля. Кризис усугубился после введения в Китае энергетической политики «двойного контроля», которая направлена ​​на то, чтобы выполнить обещание президента Си Цзиньпина по изменению климата - создание в Китае экономики с нулевым уровнем выбросов к 2060 году. «Двойной контроль» означает попытки сократить выбросы парниковых газов, как на национальном уровне, так и более локально: в провинциях и городах.

Красный статус.

Более тонкие детали политики сокращения выбросов углерода еще требуют уточнения. Однако правительственные ведомства, а также провинциальные и городские власти начали устанавливать свои собственные цели по сокращению выбросов. А в середине августа государственный орган планирования - Национальная комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) опубликовала таблицу  энергопотребления по всей стране, в которой девять провинций были отмечены красным цветом в связи с наибольшим потреблением энергии, а еще 10 - выделены желтым, после чего в этих провинциях и было введено нормирование электроэнергии.

Перед китайскими политиками, очевидно, стоит выбор: наращивать поставки угля, чтобы снизить цены, используя выведенные из эксплуатации угольные станции и отменить запрет на импорт угля из Австралии, или повышать цены на электроэнергию. Первый подход может серьезно поставить под угрозу обязательства страны в отношении изменения климата, поскольку в следующем месяце запланирована встреча COP26 в Глазго. Поэтому, более вероятно, что в ближайшее время вырастут цены на электроэнергию.

ВВП

Энергетический кризис влияет на всю китайскую экономику и, в частности, на цепочку поставок солнечных батарей. На прошлой неделе, накануне национального праздника в пятницу, цена на уголь в северном Китае выросла примерно до 2000 юаней за тонну (310 долларов), то есть в три раза выше, чем в начале года.

Инвестиционный банк China International Capital Corporation возложил вину за нехватку электроэнергии на политику «двойного контроля по сокращению выбросов» и предсказал, что влияние на экономический рост в последнем квартале составит 0,1-0,15 процентного пункта. Morgan Stanley оценил этот показатель на уровне 1% в текущем квартале, если ограничения для  промышленности сохранятся. Японская компания Nomura Securities понизила свой годовой прогноз роста экономики Китая с 8,2% до 7,7%, при этом ожидаемый рост ВВП в третьем и четвертом кварталах был снижен с 5,1% до 4,7% и с 4,4% до 3% соответственно.