Как нефтяная война между Саудовской Аравией и Россией влияет на планы этих стран в области ядерной энергетики.
В последние несколько недель, когда большая часть мира боролась со смертельным коронавирусным кризисом, Саудовская Аравия и Россия на короткое время вступили в противостояние на нефтяном рынке.
Коренная причина спора - контроль части рынка по глобальным продажам нефти двух авторитарных стран, национальная экономика которых зависит от ископаемого топлива.
Рост экспорта американской нефти, полученной в результате гидроразрыва пластов в Северной Дакоте и других местах, нарушил традиционные условия, к соблюдению которых стремились страны ОПЕК.
В процессе конфронтации с предполагаемыми рыночными конкурентами страны поняли, что достигли предела, и на прошлой неделе пришли к соглашению.
Последствия войны за цены на нефть и ее добычу состоят в том, что мир переполнен излишками нефти, которые продаются по цене 20-30 долларов за баррель.
В 2014 году, например, спотовая цена на нефть из Саудовской Аравии составляла 100 долларов за баррель.
Для Саудовской Аравии и России с точки зрения экспортных планов это означает, что обеим странам придется снизить добычу нефти, пока разворачивается экономический кризис, вызванный пандемией.
Это может произойти только к 2021 году или даже позже.
В условиях, когда экономика европейских стран рушится из-за последствий кризиса, трудно предположить, как такие страны, как Чешская Республика, Румыния, Польша, Эстония и Болгария, будут продвигать тендеры на создание новых ядерных энергетических мощностей, которые были бы привлекательны для «Росатома».
Российская практика предоставления выгодных финансовых условий и даже основных элементов финансирования этих экспортных сделок будет отложена.
Для Саудовской Аравии, где планировалось проведение тендера на строительство двух полномасштабных АЭС типа PWR мощностью 1000-1400 МВт, такой проект в настоящее время просто недоступен.
Для России, которая планировала построить две огромные электростанции, состоящие из четырех ВВЭР мощностью 1200 МВт, одна в Турции, а другая в Египте, все другие предварительные проекты, которые сейчас находятся на стадии планирования, вероятно, остановятся, пока цены на нефть не вырастут.
Планы Саудовской Аравии в отношении двух полноразмерных установок по 4500 долл. США за киловатт, как минимум, составят 9 млрд. долл. США и могут составить 12,6 млрд. долл. США.
Эти цифры не включают в себя улучшение сети и другой инфраструктуры.
Слабые стороны, с которыми сталкивается Саудовская Аравия, включают в себя тот факт, что низкие цены на нефть заставили страну столкнуться с дефицитом и начать использовать наличные резервы.
Кроме того, Саудовская Аравия привлекла деньги за счет долгового финансирования и сократила субсидии для частично занятого населения.
Нефтяной кризис может даже дестабилизировать политически правительство Саудовской Аравии.
Финансирование энергетического проекта стоимостью 9-13 миллиардов долларов в такой ситуации не реально.
Россия в лучшем положении, чем Саудовская Аравия.
В отличие от Саудовской Аравии, Россия не предоставляет социальную помощь населению, что приводит к более низкому дефициту по сравнению с размером экономики.
Саудовская Аравия может по-прежнему испытывать трудности в области ядерной энергетики, заключив соглашение о строительстве SMART SMR мощностью 100 МВт на различных объектах для опреснения воды.
Одной из долгосрочных целей ядерной программы Саудовской Аравии является прекращение сжигания ископаемого топлива - нефти и газа - для внутреннего потребления с тем, чтобы их можно было поставлять на экспорт.
Получение установок для опреснения воды от электростанций, работающих на газе, стало бы ключевым шагом в этом направлении для пустынь.
Россия только начинает реализацию программы SMR.
Первые усилия сосредоточены на перепрофилирование конструкций реакторов с атомных ледоколов на сибирские форпосты, которые находятся в том же регионе, что и некоторые из основных нефтяных месторождений.
Это говорит о том, что у россиян то же есть мотив для строительства SMR, как и у Саудовской Аравии, но в данном случае это скорее электроэнергия и центральное отопление, чем опреснение.
А что в США?
Представители энергетических ведомств США и различные аналитические центры, связанные с энергетикой, подняли тревогу по поводу того, что агрессивная политика России в области экспорта ядерной энергии становится долгосрочной конкурентной угрозой восстановлению доли США на рынке.
Эта оценка, скорее всего, останется в силе, но практический эффект нынешнего нефтяного переизбытка может выиграть время для США, чтобы перестроить всю ядерную промышленность.
Проблемы, которые могут возникнуть в краткосрочной перспективе, будут связаны с цепочками поставок.
Сегодня многие промышленные предприятия закрываются, и их бывшие сотрудники в настоящее время становятся безработными.
Никто не знает, как и когда начнется восстановление экономики.
Медицинские эксперты говорят, что наличие эффективных противовирусных препаратов и вакцин являются основой преодоления кризиса.
На данный момент ни одна из этих целей не может быть достигнута в пределах одной страны.
Для разработчиков новых конструкций реакторов, которым необходимо создавать и испытывать оборудование для создания уникальных и первых в своем роде компонентов для строительства установок, работа на дому несколько проблематична.
Да, инженер-механик может перевезти рабочую станцию САПР домой и выполнить проектные работы, но изготовление опытных частей для ядерного реактора - это практический процесс, требующий большого количества людей непосредственно на объекте.
Фирмам, которым необходимо сейчас работать, необходимо установить строгий контроль: ежедневно измерять температуру и требовать, чтобы весь персонал работал в масках и соблюдал все необходимые гигиенические мероприятия.
Тем не менее, как только у кого-либо из сотрудников появятся симптомы вирусной инфекции, производственное предприятие или объект разработки должны быть закрыты; а контактные сотрудники должны соблюдать карантин в течение 14 дней.
Существует реальный риск, так как некоторые случаи заболевания протекают бессимптомно, а вирусоносители могут заражать других людей.
Есть ли свет в конце туннеля?
Крупные средства массовой информации в США сообщают о запутанной и неадекватной реакции федерального правительства и о различных усилиях, предпринимаемых отдельными штатами.
Высоко урбанизированные штаты, такие как Калифорния, Иллинойс и Нью-Йорк, предприняли чрезвычайные меры, чтобы ввести социальное дистанционирование.
Уровень безработицы в США остается неизвестным, так как миллионы людей не могут связаться с государственными органами для подачи заявок.
По некоторым оценкам Федерального резервного банка, уровень безработицы во втором квартале 2020 года может составить более 30%.
Такие цифры не наблюдались со времен депрессии 1930-х годов.
Когда и как будет восстановлена экономика?
Доктор Энтони Фаучи, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний и член целевой группы по COVID-19, заявил CNN 4/12/20, что экономика вновь не откроется как «выключатель».
Он выразил «осторожный оптимизм», что кривая случаев коронавирусной инфекции, начала сглаживаться.
Распространение заболевания различается в разных частях страны, и, «вероятно, снижение карантинных мероприятий может постепенно начаться, в следующем месяце».
Это не будет один сценарий для всех штатов из-за различий в серьезности вспышки в разных частях страны, и «может начаться, по крайней мере, в некоторых сферах в следующем месяце».