Развивающиеся страны не могут использовать преимущества ядерной энергетики по причине отсутствия финансирования фондов развития, но могут рассчитывать на предоставление небольших модульных реакторов, пишут Элина Теплински и Сид Фаулер из ТОО "Пиллсбери Уинтроп Шоу Питтман".
В течение следующего десятилетия мир столкнется с двумя существенными взаимосвязанными проблемами.
Во-первых, развивающиеся страны должны увеличить производство электроэнергии, чтобы предоставить своим гражданам доступ к недорогой и надежной энергии для развития экономики. Это основа для экономического роста и для предоставления обществу возможностей достижения базовых уровней здравоохранения, образования и социального развития.
Несмотря на то, что только одна из 17 целей Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития (ЦУР 7) конкретно касается доступности энергии, без выполнения этого условия многие другие цели развития не возможны.
Во-вторых, все страны сталкиваются с необходимостью резкого сокращения выбросов углерода как можно быстрее. В последнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата прогнозируется катастрофическое воздействие на окружающую среду и экономику повышение глобальной температуры более чем на 1,5 градусов по Цельсию.
Сочетание этих требований ставит перед развивающимися странами дилемму, поскольку увеличение традиционной (то есть ископаемой) генерации энергии для удовлетворения энергетических потребностей еще более способствует изменению климата. Это усугубляется фактом, что развивающиеся страны часто наиболее уязвимы перед последствиями глобального потепления.
В результате некоторые развивающиеся страны стремятся использовать ядерную энергию для удовлетворения растущего спроса в электричестве. Атомная энергетика дает преимущества традиционной генерации, обеспечивая надежные базовые мощности при практически полном отсутствии выбросов углекислого газа.
Многие страны в развивающихся регионах проявляют интерес к гражданским ядерно-энергетическим программам. Тем не менее, строительство традиционной крупной атомной электростанции может оказаться непригодным для многих развивающихся стран по таким причинам, как нехватка персонала, ВВП или географическое положение (например, отсутствие достаточного количества воды для охлаждения). Длительные сроки строительства традиционных атомных станций являются так же препятствием для развивающихся стран, так как это может увеличить проектные риски и затраты на финансирование.
Кроме того, для развивающихся стран объем электроэнергии, который вырабатывает крупная традиционная атомная электростанция, может быть не достаточен,
поскольку ни одна из атомных электростанций не должна превышать 10% мощности энергосистемы.
Исследование, проведенное МАГАТЭ в 2009 году, показало, что, исходя из прогнозируемых на тот момент размеров сети в 2015 году, 19 из 54 исследованных стран смогут полностью использовать только электростанции мощностью 300 МВт или меньше.
Правило 10% также предполагает, что все генерации объединены в единую сеть - условие, которое не выполняется в некоторых развивающихся странах, которые имеющих разрозненные сети.
Однако малые и средние или модульные реакторы (СМР) могут подойти для тех стран, которые не в состоянии содержать крупные атомные электростанции. Эти конструкции реакторов быстро разворачиваются, требуют меньше человеческих ресурсов для строительства и эксплуатации (и некоторые из них могут быть предоставлены поставщиком).
Многие SMR работают в течение многих лет между дозаправками, безопасны для передвижения, т. е. способны создать позитивное общественное мнение о ядерной энергетике.
Кроме того, SMR могут использоваться в сочетании с другими системами для удовлетворения неэнергетических потребностей, таких как применение тепловой энергии для опреснительных установок, промышленного технологического тепла или для систем централизованного теплоснабжения.
Эти неэлектрические функции недоступны для большинства традиционных возобновляемых ресурсов и могут помочь развивающимся странам достичь других ЦУР, таких как ЦУР 6 (чистая вода и санитария), ЦУР 9 (промышленность, инновации и инфраструктура) или ЦУР 11 (устойчивые города и сообщества).
Наконец, возможно, что SMR могли бы заменить стареющие ископаемые, тем самым ликвидировать источники углерода. Недавно Техническая консультативная группа ООН по ЦУР 7, обсуждая «пути продвижения к достижению климатических целей», отметила, что «ядерное оружие также является вариантом, предполагающим общественное признание и решение проблем». По этим причинам SMR должны быть полностью учтены в любом плане для решения задач в рамках ЦУР 7 и ЦУР 13.
Одной из проблем, с которыми сталкиваются энергетические проекты в развивающихся странах, является отсутствие финансирования. Среди причин, по которым ЦУР 7 рискует быть не выполненным, является тот факт, что «финансовые потоки, включая государственные и частные инвестиции в энергетику, ... отстают от того, что необходимо».
Развивающиеся страны часто обращаются к финансовым учреждениям (DFIs), таким как Всемирный банк, по поводу финансирования. МФО пытаются удовлетворить гуманитарные цели, предоставляя финансирование, консультации и техническую поддержку для проектов развития в более бедных регионах. Миссия Всемирного банка состоит в том, чтобы «покончить с крайней нищетой путем сокращения доли населения мира, которая живет в условиях нищеты, до 3% к 2030 году» и «содействовать общему процветанию путем увеличения доходов самых бедных 40% люди в каждой стране»
ПИИ все чаще отказывается от финансирования проектов с высоким уровнем выбросов углерода. Они признали «устойчивые и эксплуатационные выгоды» от ядерной энергетики. Организация Объединенных Наций выразила готовность рассматривать ядерную энергию как средство достижения ЦУР 7. Однако, большинство крупных УФИ не стремятся финансировать проекты, связанные с АЭС.
Общими причинами являются отсутствие институциональной экспертизы со стороны DFI, а также политические и финансовые риски, учитывая масштабы и характер проектов по ядерной энергетике.
Например, основной риск, с которым сталкиваются потенциальные кредиторы ядерных проектов, состоит в том, что традиционно для ядерного строительства требуются многие годы, в течение которых задержка строительства или изменение политических условий могут сорвать проект.
Долгое строительство означает, что даже небольшие задержки в общем плане проекта значительны с точки зрения финансов, что повышает процентные ставки финансирования проекта.
Тем не менее, SMR устраняет многие риски, и поэтому пришло время, чтобы DFI пересмотрели свою позицию и рассмотрели вопрос финансирования SMR.
Всемирный банк, например, заявил, что "долгосрочный переход к устойчивому энергетическому будущему зависит от глубоких технологических инноваций и быстрого распространения новых энергетических технологий", и выразил готовность предоставить финансирование, если проект "имеет высокую стоимость и несет высокие риски, но предлагает стратегический потенциал на будущее".
Более короткие сроки строительства SMR означают, что капитал не нужно вкладывать долго, что снижает риск того, что перерасход или изменение политических взглядов приведут к отказу от проекта. Из-за более короткого общего графика задержки при строительстве обычно бывают короче.
В случае установки SMR с несколькими блоками задержка возникает только при установке первого блока, тем самым оказывая меньшее влияние на весь проект.
Наконец, помощь в выводе этой революционной технологии на рынок хорошо вписывается в сферу DFI. Всемирный банк, например, заявил, что «долгосрочный переход к устойчивому энергетическому будущему зависит от глубоких технологических инноваций и быстрого распространения новых энергетических технологий», и выразил готовность предоставить финансирование, если проект имеет высокую стоимость и несет в себе высокие риски, но обладает стратегическим потенциалом.
Такие конструкции реакторов смягчают многие опасения в отношении финансирования ядерной энергетики, а в контексте развивающихся экономик могут сыграть решающую роль в обеспечении возможности достижения ЦРТ 7, ЦРТ 13 и других целей развития.
Однако государственное финансирование имеет решающее значение для энергетических проектов в развивающихся странах.
Для того, чтобы эта революционная технология была внедрена, DFI должны пересмотреть свою антиядерную позицию и обеспечить финансирование SMR наряду с другими низкоуглеродными источниками.