ММР

Агентство по ядерной энергии (NEA) опубликовало второе обновление о состоянии 21 проекта малых модульных реакторов, находящихся в стадии разработки.

Доклад Агентства  по малым модульным реакторам: Том 2 дополняет первый список из 21 ММР с проектами, охватывающими весь мир в 11 странах (в основном в северном полушарии) различных концепций дизайна, конфигурации, размеров и стадий разработки.

Концепции дизайна примерно равномерно распределены между водоохлаждаемыми, газоохлаждаемыми, с быстрым спектром, микро- и с расплавленными солями реакторами и отражают инновационное разнообразие за пределами водоохлаждаемого подхода.

Аналогично, несмотря на преобладание наземных конфигураций, в настоящее время рассматриваются также многомодульные, морские и мобильные варианты.

С точки зрения масштаба мощность представленных ММР составляет около 1 000 МВт, и они включают в себя конструкции с температурой на выходе выше 800°C, а один реактор от канадской Dual Fluid Energy с быстрым спектром DF300 достигает температуры 1000°C.

Такие высокие температуры позволяют использовать ММР в безуглеродной промышленности, например, при производстве алюминия, и получать высокотемпературный пар для широкого спектра технологических процессов.

Как и раньше, проекты оцениваются по шести критериям: готовность к лицензированию, выбор местоположения, финансирование, цепочка поставок, участие общественности и коммерческие поставки квалифицированного топлива.

Этим требованиям наиболее полно отвечают японский высокотемпературный инженерно-испытательный реактор (HTTR) и российскую демонстрацию Брест-ОД-300.

HTTR - это единственный в своем роде, полностью финансируемый действующий высокотемпературный газоохлаждаемый реактор мощностью 30 МВт, созданный для повышения технологической готовности и демонстрации систем применения ядерного тепла высокой температуры.

Брест-ОД-300 - демонстрационный реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем проектной мощностью 700 МВт, который еще находится в стадии строительства.

С другой стороны, несколько проектов находятся на ранних стадиях разработки,  например, малый реактор на быстрых нейтронах с натриевым охлаждением Toshiba 4S мощностью 30 МВт, предназначенный для отдаленных районов как потенциальная замена дизель-генераторам.

В совокупности с 21 ММР, представленными в первом томе, HTTR отвечает наибольшему числу критериев, в то время как Брест-ОД-300 отстает от первых двух реакторов - российского KLT-40S (Росатом) и китайского HTR-PM (INET), которые уже находятся в эксплуатации.

NEA предполагает, что сегодня на различных стадиях разработки может находиться более восьмидесяти проектов ММР, поэтому два тома «Панель мониторинга» представляют примерно половину из них.

Обзор состояния ММР

Во втором томе Агентство отмечает, что проведенный анализ продолжает свидетельствовать о существенном прогрессе, достигнутом разработчиками малых модульных реакторов на международном уровне на пути к их развертыванию и коммерциализации.
По мере продвижения к реализации ММР правительства, регулирующие органы и поставщики начали рассматривать вопросы о том, как будут решаться проблемы отработанного топлива и других ядерных отходов, образующихся при использовании этих технологий.

В то время как деятельность, связанная с определением и разработкой технологий, делает преждевременной полную подготовку к завершению топливного цикла некоторых технологий, технологии на основе легких водяных реакторов, в целом, более известны, и серьезных технических проблем при утилизации отработанного топлива от реакторов этих технологий не ожидается.

Другие технологии вызывают некоторые вопросы, которые будут решаться в ближайшие годы. Разработчики ММР, стремящиеся к внедрению новых топливных циклов, проводят важную работу по определению характеристик потоков отходов и взаимодействуют с компаниями и организациями, занимающимися утилизацией отходов, и разрабатывают планы для долгосрочного хранения отходов.

В настоящее время нет достаточной информации для оценки прогресса планирования при обращении с отходами и готовности к обращению с отходами в конце жизненного цикла.

Во втором томе NEA добавляет, что публичные заявления, сделанные даже за несколько месяцев после публикации первого тома, теперь отражают выбор технологий и планы производителей химической продукции, нефтяных компаний и владельцев медных рудников.

Сигналы рынка свидетельствуют, что эта тенденция будет только усиливаться по мере роста осведомленности общества о потенциале ММР в качестве альтернативы ископаемому топливу как для энергетики, так и для промышленных применений.