Атомная энергия, импортируемая из Украины, может позволить сократить потребление газа в ЕС этой зимой на 5-6 миллиардов кубометров, что составляет более одной десятой от общего сокращения, принятого странами ЕС на внеочередной сессии министров энергетики ЕС по энергетическому кризису, к которой присоединился их украинский коллега Герман Галущенко.

Герман Галущенко с Юзефом Сикелой
Герман Галущенко (слева) вместе с Юзефом Сикелой, Кадри Симсоном и модератором пресс-конференции, состоявшейся 26 июля в Брюсселе. (Изображение: Европейский Союз).

Встреча министров энергетики была организована с целью обсуждения и согласования усилий по сокращению потребления газа ЕС на 15% с августа по март 2023 года - периода, в течение которого поставки газа, возможно, будут еще более затруднены в связи с продолжением вооруженного конфликта между Россией и Украиной.

15% — это добровольная цель, на основании среднего потребления за последние пять лет, которая может быть достигнута за счет перехода на другой вид топлива, отказа от использования газа электроэнергетике, проведения информационных кампаний среди населения и снижения спроса на отопление и охлаждение. Ожидается, что эти усилия позволят сэкономить до 45 миллионов кубометров газа.

Тем не менее, в случае острой нехватки в соглашении предусмотрено объявление исполнительным органом Европейской комиссии «союзной тревоги» с последующим одобрением большинством голосов Европейского совета. Это предполагает обязательное сокращение потребления, нормирование работы или остановку некоторых энергоемких производств. Предполагается, что такие крайние меры позволят сохранить энергоснабжение критической инфраструктуры, больниц и домохозяйств.

К министрам энергетики ЕС присоединился их украинский коллега Герман Галущенко, который присутствовал на пресс-конференции в Брюсселе и провел ряд двусторонних встреч.

Галущенко поблагодарил за поддержку, которую энергетический сектор Украины получил от европейских стран-соседей, отметив ускоренное подключение энергосистемы страны к сети ENTSO-E, охватывающей большую часть континентальной Европы. «Полное использование нашего экспортного потенциала электроэнергии - более 1,5 ГВт, заменит 5-6 миллиардов кубометров российского газа. Это составит 13% от общего объема сокращения», - сказал Галущенко.

В июне Галущенко говорил, что потенциал экспорта электроэнергии Украины могут обеспечить атомные электростанции, которые генерируют более половины электроэнергии в стране, но в связи с военным конфликтом используются недостаточно. Тогда он заявил, что Украина готова экспортировать 1,69 ГВт, а при дальнейшем техническом усовершенствовании этот объем может достичь 5 ГВт.

В Минэнерго Украины заявили: «Синхронизация украинской энергосистемы с ENTSO-E, а также открытие экспорта из Украины в ЕС является важным и ценным решением».

В двусторонних встречах с Галущенко приняли участие председатель ENTSO-E Йоахим Ванцетта, еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон, министр промышленности и торговли Чехии Йозеф Сикело и министр экологического перехода Франции Аньес Панье-Рюнахер.

В резюме Украины о встрече с Аньес Панье-Рюнахер отмечается важная роль атомной энергии, как во французской, так и в украинской энергосистемах, а также политическая поддержка экспорта украинской электроэнергии. «Атомная энергетика — один из основных факторов успешного осенне-зимнего периода в Европе», — сказал Галущенко Аньес Панье-Рюнахер.

Запорожье.

Галущенко призвал европейских коллег выступить против присутствия российских военных на Запорожской АЭС, которые в течение последних пяти месяцев контролируют станцию и тщательно проверяют работу украинского персонала.

22 июля глава Международного агентства по атомной энергии Рафаэль Мариано Гросси заявил, что намерен приложить «решительные усилия», чтобы «как можно скорее» возглавить миссию по обеспечению безопасности и гарантий на Запорожской АЭС. В ответ на это Галущенко заявил министрам энергетики ЕС: «Украина выступает против этой миссии, пока российские военные контролируют работу станции, так как это узаконит присутствие России, а для обеспечения безопасной работы атомной электростанции российские военные должны покинуть ее территорию».