АЭС, флаг Евросоюза, Westinghouse

Консорциум под руководством компании Westinghouse выбран Европейским союзом для разработки и поставки "полностью европейского" ядерного топлива для водо-водяных реакторов под давлением ВВЭР российской разработки.

Программа ускоренного внедрения безопасных поставок топлива для ВВЭР (APIS) финансируется Европейским Союзом на сумму 10 млн. евро (10,9 млн. долларов США) в рамках программы Евратома. Она была запущена в январе и рассчитана на три года.

В проекте APIS участвуют 12 партнеров из восьми стран, включая пять операторов атомных электростанций: ČEZ, Чехия; Энергоатом, Украина; Fortum, Финляндия; АЭС Пакш, Венгрия; и Slovenske Elektrarne, Словакия. Еще пять организаций занимаются разработкой и исследованием ядерного топлива: Объединенный исследовательский центр - Европейская комиссия в Бельгии; Государственный научно-технический центр ядерной и радиационной безопасности Украины; ÚJV Řež, Чехия; Упсальский университет, Швеция; и VUJE, Словакия. И два последних участника - производители топлива Westinghouse из Швеции и Enusa из Испании.

Президент Westinghouse Nuclear Fuel Тарик Чохо заявил: "Проект APIS представляет собой активное сотрудничество между поставщиками и коммунальными предприятиями, поддерживаемое ЕС, для снижения текущего риска в цепочке поставок и уменьшения зависимости от поставок топлива для ВВЭР из России".

Он отметил, что некоторые страны уже диверсифицировали поставки топлива, и сказал, что топливная технология компании Westinghouse является единственной доступной технологией, полностью независимой от российской технологии: "Westinghouse совместно со своими партнерами предлагает улучшенные конструкции топлива и услуги с еще более широким охватом".

В настоящее время более 30 реакторов ВВЭР-440 или ВВЭР-1000 работают в ЕС и в Украине, которая еще до войны полностью отказалась от российского топлива.

План проекта APIS включает в себя следующие цели:

  • Разработать безопасные конструкции топлива для установок ВВЭР-440 для поставки в 2023 году, включая модернизацию или новую разработку испытательного оборудования и испытательных контуров.
  • Разработать улучшенные конструкции топлива для ВВЭР-440, с улучшенной экономичностью топлива для эксплуатации и пригодности для всех станций в ЕС и в Украине, для поставки в 2024 году.
  • Конструкции топлива ВВЭР следующего поколения - разработка конструкции топлива ВВЭР-1000 "с уменьшенным перепадом давления, улучшенным тепловым запасом и улучшенной прочностью, нацеленная на поставку ведущих испытательных сборок в 2025 году и далее. Оценить усовершенствования конструкции в части пеллет ADOPT и оксидного покрытия для внедрения не ранее 2025 года. Инициировать разработку конструкций топлива для ВВЭР-440 следующего поколения с целью дальнейшего улучшения экономичности топлива, ориентируясь на поставки с 2027 года и далее".
  • Согласованный подход к лицензированию топлива для ВВЭР - "цель состоит в том, чтобы определить общий подход к быстрому лицензированию и внедрению альтернативного топлива для реакторов ВВЭР в ЕС и в Украине в соответствии с международными стандартами безопасности", такими как стандарты МАГАТЭ. "Проведенный анализ работоспособности топлива и активной зоны будет определен как общий подход для всех стран в соответствии с высокими стандартами безопасности, принятыми на международном уровне. Принятие этого подхода будет обеспечено путем проведения семинаров с регулирующими организациями в Финляндии, Чехии, Венгрии, Словакии, Украине, а также с энергетическими компаниями".

Другим аспектом плана проекта является "разработка производства и/или восстановление цепочки поставок топлива для ВВЭР-440". Также будет проведено исследование влияния конструкции топлива на срок службы АЭС и исследование "различных концепций экранирования для защиты корпуса реактора и внутренних частей реактора".

В плане отмечается необходимость в новом инспекционном оборудовании с целью проведения инспекций "современного западного топлива для ВВЭР-440" и применения результатов инспекций для "оптимизации кодов характеристик топлива и поддержки будущих поставок топлива на ВВЭР-440 в Украине и др. странах Европы".

Ранее в этом году компания Westinghouse подписала 10-летний контракт на изготовление и поставку ядерного топлива ВВЭР-1000 для блока №5 АЭС Козлодуй в Болгарии. Компания уже более десяти лет поставляет топливо для ВВЭР в Украине, а в марте подписала соглашение на поставку топливных сборок для ВВЭР-440 на АЭС Дукованы, Чехия, со следующего года.

В сентябре прошлого года Westinghouse и Enusa объявили о своем намерении сотрудничать в области производства топлива для ВВЭР-440. Westinghouse и Enusa сотрудничают с 1974 года в рамках соглашения о передаче технологии производства топлива для реакторов с водой под давлением с целью поддержки атомных станций в таких странах, как Испания, Бельгия и Франция. В рамках партнерства с 2002 по 2007 год на АЭС Ловииса в Финляндии было поставлено около 750 топливных сборок для ВВЭР-440. В январе, когда сотрудничество двух компаний было официально оформлено, Enusa заявила, что планирует завершить строительство и лицензировать производственную линию для нового топлива на своем заводе Juzbado в этом году, что позволит начать поставки топлива в первом квартале 2024 года.