Европейские операторы газотранспортных систем (TSO) планируют значительные инвестиции и могут похвастаться успехами в реализации проектов по созданию европейской водородной магистрали.
В настоящее время ведутся работы над 40 конкретными проектами, представляющими 31 500 км водородных трубопроводов, ввод в эксплуатацию которых ожидается до 2030 года.
Кроме того, TSO активно ищут достаточные контрактные обязательства со стороны будущих пользователей сети для обоснования своих инвестиционных решений в области водородных сетей. Первое финансовое инвестиционное решение по проекту создания национальной сети Hydrogen Network Netherlands уже принято.
Европейская инициатива по созданию водородной магистрали - это группа из 33 TSO, охватывающая весь европейский континент и сотрудничающая с целью развития водородной инфраструктуры.
Такая инфраструктура расчетливо предлагает более экономически эффективное решение по передаче энергии для удовлетворения спроса на водород по сравнению с вариантами передачи электроэнергии высокого напряжения постоянного или переменного тока и поэтому рассматривается как ключевой фактор для эффективного масштабирования поставок возобновляемой энергии в Европе.
С самого начала инициатива выступала за создание водородных "коридоров" как более экономически выгодных для преодоления существенных различий между производителями и конечными потребителями водорода в разных регионах Европы.
Например в Скандинавских странах, странах Балтии и Южной Европы наблюдается избыток недорогих водородных ресурсов, в то время как Центральная Европа для удовлетворения своих потребностей в водороде будет вынуждена импортировать его из соседних европейских или других стран.
Сегодня определено пять водородных коридоров - из Северной Африки и южной Италии в центральную Европу; из Северной Африки и юго-западной Европы в Германию и далее; из Северного моря в западную Германию; из стран Северной и Балтийской регионов в Германию и из Греции или Украины в Центральную Европу.
На всех предполагаемых коридорах ведутся работы по реализации проектов, сообщается в обновленной информации о проекте.
Затраты на реализацию.
Еще одним важным обновлением является информация о стоимости реализации, на которую по сравнению с предыдущими оценками повлияли такие факторы, как Ковид, вторжение России в Украину, рост инфляции и политические меры по борьбе с изменением климата.
На основании данных по реальным проектам TSOs текущие затраты рассчитываются на уровне 1,8-4,4 млн. евро/км (2-4,8 млн. долл. США/км) для новых наземных трубопроводов и 4 млн. евро/МВт для новых компрессоров.
В заключении отчета говорится, что инициатива рассматривает инвестиции в водородную магистраль как необходимый шаг вперед для достижения декарбонизации Европы с наименьшими затратами.
Помимо финансовых проблем, существует целый ряд соображений, связанных с цепочкой создания стоимости водорода и процессом реализации проектов, которые могут способствовать своевременной и эффективной реализации магистрали и будут в центре внимания в следующем году.
"Водород позволит использовать богатые ресурсы Европы и соседних стран в различных секторах, включая те, которые обычно трудно поддаются декарбонизации, и обеспечит связь и устойчивость на всем континенте. Проще говоря, сеть водородной инфраструктуры имеет решающее значение для достижения целей энергетического перехода при сохранении конкурентоспособности ЕС".