Содержание материала

Ремонт станций управления обычно производят при полном их обесточении.

Для обесточения станции выполняют следующие операции:
отключают автоматический выключатель или рубильник контактора основного питания КТ1 луча А (рис. 7); контактор отключается и включается контактор резервного питания КТ2 луча А;
отключают автоматический выключатель или рубильник контактора резервного питания КТ2 луча А, контактор отключается;
снимают накладки резервного питания на станции Б, через которые подается резервное напряжение на станцию луча Л; и заклинивают контактор резервного питания КТ2 луча Б;
отключают рубильник или выключатель контактора резервного питания KJ2 луча Б;
отключают разъединитель Р трансформатора луча А;
снимают накладки Н луча А или отключают рубильник между станцией управления СУ и распределительным устройством РУ.

Схема первичной цепи станции управления

Рис. 7. Схема первичной цепи станции управления

Если необходимо сохранить на время ремонта питание потребителей, подсоединенных к распределительному устройству низшего напряжения РУ, то включают постоянную перемычку между РУ лучей А и Б. Если ее нет, используют временную шланговую перемычку.
Во избежание чрезмерной перегрузки оборудования перед переключением измеряют нагрузки. Восстановление схемы производят в обратной последовательности.
После полного обесточения станции устанавливают необходимые защитные заземления, ограждения, вывешивают плакаты и, оформив наряд, приступают к ремонту. Ремонт станции начинают с ознакомления с ведомостью дефектов и внешнего осмотра. При внешнем осмотре можно выявить нарушение крепления станции, отклонение от вертикального положения гасительных камер, изменение цвета гибких соединителей, повреждения заземления каркаса станции и т. д.
Станцию очищают от пыли, грязи и засохшей смазки. Специальным набором ключей (рис. 8) проверяют все контактные соединения схемы первичной и вторичной цепей.
Набор ключей для проверки контактных соединений станций управления
Рис. 8. Набор ключей для проверки контактных соединений станций управления:
а — 17X22X22 мм; б — 17X19X22 мм; в — 12X14 мм

Для обеспечения надежной и длительной работы контактора (1 млн. отключений) основные контакты должны систематически проверяться и регулироваться. Рекомендуется производить осмотр 1 раз в месяц и после каждого случая аварийного срабатывания. При ремонте проверяют отсутствие перекоса в контактной системе и одновременность касания (допускается разновременность у КТ-35—1 мм, а у КТ-60—0,5 мм).

От направления контакты очищают бархатистым напильником без изменения профиля контактов. Чистить контакты наждачным полотном не допускается, так как кристаллы наждака неэлектропроводны и, врезаясь в медь, ухудшают контакт. Обработанные контакты не смазывают, а тщательно протирают.

Контактные системы
Рис. 9. Контактные системы:
а. б — КТ-35; в, г — КТ-60: 1 и 2 — неподвижный и подвижный контакты: 3 и 4 — места прокладки бумажной ленты при замере начального и конечного нажатий; 5 — гайки хомута; 6 — гайки регулировки нажатия на контакт; 7 — гайка регулировки провала и одновременности касания контактов; А — раствор; Б — зазор; Рн и Рк — начальное и конечное нажатия

Контактные системы приведены на рис. 9. Их проверяют и регулируют следующим образом. Сначала проверяют раствор, т. е. расстояние А между неподвижным» и подвижным контактами при их разомкнутом положении (рис. 6.28), которое для контактора КТ-35 должно быть от 19 до 21 мм, а для КТ-60—от 10 до 12,5 мм.
Далее проверяют зазор Б (рис. 9,б,г), по которому судят о провале контакта. По мере износа контактов провал уменьшается, уменьшается и конечное нажатие, что приводит к перегреву контакта. Нормальный зазор должен быть 5,5—6,5 мм для КТ-35 и 3,8—4,1 мм для КТ-60. Зазор измеряют щупом.
Установив нужный провал и убедившись в отсутствии перекоса подвижного контакта, законтривают регулировочные винты. Чем точнее удается отрегулировать провал, тем меньше неодновременность касания контактов, проверяемая щупом. Далее проверяют начальное нажатие (усилие, создаваемое пружиной в точке первоначального касания контакта); при разомкнутых контактах в точке 3 (см. рис. 6.28, а, в) прокладывают тонкую бумагу. Подвижный контакт зацепляют динамометром и, прикладывая усилия по линии, перпендикулярной плоскости касания контактов, оттягивают его до тех пор, пока бумажка в образовавшемся зазоре станет перемещаться свободно. Показание динамометра при этом и будет начальным нажатием. Начальное нажатие контактора КТ-35 должно быть 47—58 Н, а КТ-60—94—104 Н. Если нажатие будет выше, необходимо изменить затяжку контактной пружины. После установки требуемого нажатия регулировочные гайки законтривают.
С целью обеспечения надежной работы контактов необходимо проверить конечное нажатие (усилие, создаваемое контактной пружиной в точке конечного касания контактов), которое для КТ-35 должно быть 90—НО Н, а для КТ-60—от 139 до 187 Н. Для этого по линии касания контактов (см. рис. 6.28, б, г) прокладывают полоску тонкой бумаги и включают контактор, затем соединяют динамометр с подвижным контактом и, прикладывая усилия, оттягивают его до тех пор, пока бумажка между контактами будет перемещаться свободно.
Показания динамометра при этом будут соответствовать конечному нажатию. Регулирование осуществляется с помощью гаек 5 хомута у контактора КТ-35 и гайки 6 у КТ-60. Если регулировкой невозможно добиться необходимого конечного нажатия, контактную пружину заменяют.
Замену контактов следует производить в том случае, когда зазор, контролирующий провал, стал меньше 2,5 мм у КТ-35 и 4,1 мм у КТ-60, или контакты обгорели настолько, что их невозможно зачистить без изменения профиля, или, наконец, серебряные накладки износились настолько, что стало видно медь.
Для замены подвижного контакта у КТ-35 необходимо вынуть контактную пружину и отвернуть болты, крепящие контакт к гибкому соединителю. Вместо дефектного контакта с гибким соединителем сболчивают новый контакт. У КТ-60 подвижный контакт снимают после того, как будут отвернуты болты, соединяющие его с гибкой связью, отвинчена гайка и снята контактная пружина. При установке контакта выполняют те же операции, но в обратной последовательности. При замене контакта следят за тем, чтобы гибкий соединитель не мешал свободному включению и отключению контактора.
По окончании ремонтных операций, связанных с гибкой связью, следует проверить изгиб соединителя: не мешает ли он включению и отключению, а также не приводит ли к нарушению целости самого соединителя.
Проверка состояния дугогасительных камер заключается в следующем: проверяют целость стенок камеры, отсутствие касания пластин деионной. решетки и стенок камеры с подвижными контактами контактора. Если в межфазовых перегородках имеются прогары или трещины и сколы внешних боковых стенок, камеры заменяют. Регулировка положения камеры осуществляется с помощью крепящих фасонных гаек.
При проверке магнитной системы необходимо рабочую поверхность магнита освободить от смазки и насухо протереть. Затем проверяют правильность крепления катушки: движущийся якорь контактора не должен задевать за катушку. Далее затягивают винты, крепящие якорь и сердечник, проверяют целость короткозамкнутого витка. С помощью щупа или папиросной бумаги проверяют отсутствие зазора между крайними выступами  якоря и сердечника при включенном контакторе, соприкосновение якоря и сердечника. Если соприкосновение происходит только на 70 % поверхности, то шабровкой снимают возникшие неровности. Шабровку выполняют вдоль слоев шихтовки.

Во время подгонки магнитной системы следует иметь в виду, что при подтянутом якоре крайние выступы сердечника и якоря должны плотно соприкасаться, а между средними выступами необходим зазор не менее 0,2 мм во избежание прилипания якоря к сердечнику после обесточивания катушки.
Если при ремонте контактора пришлось заменить магнитную систему, надо проверить напряжение втягивания катушки, которое должно быть не более 85 % номинального. Для проверки напряжения срабатывания последовательно с втягивающей катушкой отключенного и заклиненного контактора включают специальный резистор, а к выводам катушки—вольтметр. С помощью резистора напряжение доводят до 85 % номинального. Затем контактор расклинивают и на его катушку подают требуемое напряжение, при котором он должен четко сработать.
Проверка и регулировка механической блокировки имеет целью обеспечить невозможность одновременного включения основного и резервного контакторов, исключение случаев повреждения карболитовых кулачков (у станций ПЭВ и ПДУ) и сгорание втягивающих катушек контактора основного питания.
Узел механической блокировки с регулируемыми положениями и зазорами показан на рис. 10.
При отключенных основном и резервном контакторах с помощью регулировочной тяги 3 блокировочный кулачок 5 устанавливается в положение, когда его верхнее ребро будет находиться под блокировочным пальцем 6 (положение /). При этом, если перед началом регулировки блокирующий палец расположен правее верхнего ребра кулачка, регулировочная тяга укорачивается, т. е. ввертывается в соединительные фасонные соединители 1 и 4.
Когда блокирующий палец расположен левее верхнего ребра кулачка, тяга удлиняется, т. е. вывертывается из фасонных соединительных гаек. После совмещения по вертикали верхнего ребра кулачка и блокирующего пальца путем перемещения на раме кронштейна 13 обеспечивается расстояние между ними, равное 5 мм.
Проведя регулировку, надо проверить действие блокировки. Для этого вручную включается контактор резерва и заклинивается (положение ///). При этом кулачок 5 поворачивается влево и устанавливается под блокировочным пальцем с расстоянием между ними 3 мм. Затем вручную медленно включается контактор основного питания, блокировочный палец поворачивается влево и упирается в правый край кулачка. В этом положении между силовыми контактами контактора основного питания расстояние должно быть не меньше 5 мм.

 

Узел механической блокировки
Рис. 10. Узел механической блокировки:
1. 4 — регулирующие соединители; 2. 7— подвижная часть; 3— регулировочная тяга; 5 — блокировочный кулачок; 6 — блокировочный палец; 8—рычаг защелки. 9 — удерживающий ролик; 10 — вспомогательные контакты защелки; 11 — отключающий электромагнит; 12 — винт ограничения хода вспомогательных контактов защелки; 13 — кронштейн крепления блокирующего кулачка. Положение блокировочного пальца и кулачка: / — при отключенных контакторах основного и резервного питания; //— при включенном контакторе основного питания; 111 — при включенном контакторе резервного питания

При проверке станций управления, не имеющих электрической блокировки, следует также убедиться, что при расстоянии между кулачком и блокировочным пальцем 2 мм происходит разрыв цепи втягивающей катушки контактора резерва вспомогательными контактами контактора основного питания. Разрыв цепи требуется для своевременного отключения контактора резерва и предотвращения заклинивания   механической   блокировки, исключения сгорания втягивающей катушки контактора основного питания.

Вспомогательные контакты
Рис. 11.  Вспомогательные контакты:
КТ-35 (о): КТ-60 (б) и крепление вспомогательного контакта КТ-60 (в); 1 — гайки, регулирующие провал; 2 — контактная гайка; 3 и 4 — неподвижный в подвижный контакты; 5 — пружина; 6 — вал контактора; 7— держатель; 8 — провал; 9 — шпилька; 10 — плита; 11 — болт

Вспомогательные контакты   показаны   на рис. 11.
Своевременность размыкания вспомогательных контактов достигается поворотом скобы вспомогательных контактов вокруг болта 11. Затем вручную включается контактор основного питания, блокировочный палец при этом поворачивается влево и располагается над сферической поверхностью кулачка. Делается попытка также вручную включить контактор резервного питания. Это приводит к повороту кулачка влево и соприкосновению с блокировочным пальцем. Соприкосновение должно быть в момент, когда расстояние между силовыми контактами контактора резерва составляет 5—6 мм.
Если суточный график напряжений не позволяет поддерживать напряжение близким к номинальному и оно резко повышается в часы минимальных нагрузок, то для предотвращения сгорания катушек промежуточных реле следует катушки на напряжение 220—380 В заменять на катушки на 230—400 В.
Катушки реле ЭП-41 220—380 В могут не заменяться, если последовательно с ними будет включен резистор типа ПЭ-50 с сопротивлением 500 Ом при 220 В и 600 Ом при 380 В. Для большей надежности срабатывания реле ЭП-41 резистор шунтируется размыкающимися контактами этого реле. При сильном гудении реле следует либо устранить возможный перекос якоря либо очистить от загрязнения якорь и сердечник, обеспечив их плотное прилегание. Надо обратить внимание на целость короткозамкнутого витка, а при его повреждении — заменить.
Проверка и регулировка электромеханической защелки должна обеспечить отсутствие затирания при движении якоря защелки и хорошее крепление всех ее деталей, свободное вращение ролика на рычаге или коромысле защелки. Расстояние между рычагом защелки и роликом при включенном контакторе основного питания должно быть 2—3 мм.
Вспомогательные контакты регулируются у КТ-35 изменением положения шпилек 9 неподвижного контакта 3 (рис. 11, а), а у КТ-60 (рис. 11, б, в) поворотом скобы вокруг болта Начальное нажатие на контактный мостик должно быть- у КТ-35 1—1,5 Н, а у КТ-60— 1,35—1,65 Н, конечное нажатие — соответственно 1,0— 1,25 и 1,5—2,2 Н
Провал контактов должен составлять 3—4 мм. При обнаружении на контактах капелек серебра их снимают бархатистым надфилем, а чистку всех контактов производят стальной шлифованной пластиной.
Смазывают незамерзающим маслом подшипники вала контактора, электромеханической защелки и механической блокировки. Далее проверяют напряжение срабатывания катушек промежуточных реле и электрической защелки. От катушек отсоединяют цепи реле и защелки и подают напряжение, регулируемое потенциометром. Катушки должны обеспечивать четкое срабатывание реле и защелки при напряжении 85 % номинального.