Содержание материала

В электроустановках в качестве источника постоянного тока широкое применение находят электрические аккумуляторы. В зависимости от требований, предъявляемых к аккумуляторам, они классифицируются:

- по назначению - на стационарные, стартерные, авиационные, тяговые, железнодорожные и др.;

- по принципу выполнения электрохимической системы - на кислотные и щелочные;

- по конструкции сосудов - на открытые, герметичные, закрытые, ударопрочные, сейсмоударные и др.

Для стационарных установок наибольшее распространение получили аккумуляторные батареи, собираемые из аккумуляторов С, СК, СКЭ, СН, НК, НЖ, ТНЖ. В типах аккумуляторов буквы обозначают: С - стационарных для длительных режимов разряда; СК - то же, но коротких режимов разряда; Э - с эбонитовым баком; Н - закрытого исполнения с намазными пластинами; НК - никель-кадмиевый; НЖ - никель-железный; Т - тяговый.

Приемо-сдаточные испытания аккумуляторных батарей осуществляется после окончания всех строительных и электромонтажных работ.

В процессе формирования аккумуляторных батарей производится замер сопротивления изоляции, анализ качества и плотности электролита, а также определение ем кости батареи при контрольном разряде. Результаты замеров и испытаний оформляются соответствующими протоколами.

Нормы приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей.

Объем приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей.

В соответствии с требованиями ПУЭ законченная монтажом аккумуляторная батарея испытывается в полном объеме:

1. Измерения сопротивления изоляции.

2. Проверка емкости отформованной аккумуляторной батареи.

3. Проверка плотности и температуры электролита.

4. Химический анализ электролита.

5. Измерение напряжения на элементах.

Измерение сопротивления изоляции.

Измерение производится методом вольтметра по схеме рис.20.1.

Измерение сопротивления аккумуляторной батареи

Рис. 20.1. Измерение сопротивления аккумуляторной батареи вольтметром.

Измеряются поочередно напряжение между полюсами батареи и напряжение каждого полюса по отношению к "земле" при полностью снятой нагрузке.

Измерения должны производится одним вольтметром класса точности не ниже 1 и с известным внутренним сопротивлением, но не менее 0,5 МОм.

Сопротивление изоляции R„определяется по формуле

где Rq - внутреннее сопротивление вольтметра, Ом; U - напряжение между полюсами батареи, В; U1 - напряжение между "плюсом" батареи и "землей", В; U2 - напряжение между "минусом" батареи и "землей", В.

Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее:

Номинальное напряжение, В

24

48

110

220

Сопротивление изоляции, кОм

14

25

50

100

Проверка емкости отформованной аккумуляторной батареи.

Через 30 мин после окончания формирования аккумуляторной батареи производится контрольный разряд током 3- или 10-часового режима для кислотных и 8-часового режима для щелочных аккумуляторов. Разряд ведется на нагрузочный реостат или на зарядный генератор, переводимый в двигательный режим снижения тока возбуждения.

Во время контрольного разряда ежечасно измеряют: напряжение на зажимах каждого элемента и всей батареи, разрядный ток, плотность и температуру электролита в элементах. Разряд ведется до снижения напряжения на зажимах элемента до 1,8 В ки слотных батарей и до 1,0 В щелочных батарей. Если хотя бы на одном элементе напряжение окажется ниже указанных величин, то разряд аккумуляторной батареи прекращается.

Полученную в результате разряда емкость приводят к стандартной температуре электролита 25 °С по формуле

где t - средняя температура электролита при разряде, °С; Сt - емкость, полученная при разряде, А·ч; C25 - емкость, приведенная к температуре 25°С, А·ч; 0,008 - температурный коэффициент.

Полученная в результате контрольного разряда емкость батареи, приведенная к температуре +25 °С, должна соответствовать данным завода-изготовителя.

Проверка плотности и температуры электролита.

Плотность и температуру электролита каждого элемента в конце заряда и контрольного разряда батареи измеряют ареометром и термометром.

Плотность и температура электролита должны соответствовать данным завода-изготовителя. Температура электролита при заряде должна быть не выше 40 °С.

Химический анализ электролита.

Электролит для заливки кислотных аккумуляторных батарей должен готовиться из серной аккумуляторной кислоты сорта А по ГОСТ 667-73* и дистиллированной воды по ГОСТ 6709-72. Содержание примесей и нелетучего остатка в разветвленном кислот ном электролите не должно превышать значений, приведенных ниже.

Прозрачность

Прозрачная

Окраска согласно колориметрическому определению, мл

0,6

Плотность, т/м3, при 20°С

1,18

Содержание, %:

моногидрата

24,8

железа

0,006

мышьяка

0,00005

марганца ……………………………………………….

0,00005

хлора

0,0005

окислов азота

0,00005

Нелетучий осадок, %

0,3

Реакция на металлы, осаждаемые сероводородом

Выдерживает испытание по ГОСТ 667-73*, п. 19

Вещества, восстанавливающие марганцово-кислотный калий


Выдерживает испытания по ГОСТ 667-73*, п.18

Допустимое содержание примесей в дистиллированной воде не более, мг/л:

Остаток после выпаривания

60

Остаток после прокаливания

40

Летучие вещества (потери при прокаливании)

20

Окись кальция и магния

10

Железо

0,5

Хлор

0,5

Вещества, восстанавливающие КМnО4

25

Электролит для заливки щелочных аккумуляторных батарей приготавливают из едкого кали или из едкого натра и дистиллированной воды.

Для аккумуляторных батарей применяют едкое кали сорта А белого или серого цвета с предельным содержанием примесей, %:

Карбонат (в пересчете на К2СО3) ……………………………..

3,5

Хлориды (в пересчете на Cl) ………………………………….

1,0

Сульфаты (в пересчете на SO4) ………………………………..

0,9

Железо ………………………………………………………….

0,05



Для приготовления щелочного электролита можно применять едкий натр сорта А белого цвета с предельным содержанием примесей, %:

Углекислый натрий ……………………………………………

2,5

Хлористый натрий …………………………………………….

1,5

Оксиды железа, алюминия и марганца (в сумме) …………...

0,03

Прочие ………………………………………………………….

0,97

Измерение напряжения на элементах.

Измерение напряжения на элементах ведут в течение всего разряда батареи и вы
являют при этом отстающие элементы.

Напряжение отстающих элементов в конце разряда не должно отличаться более чем на 1-1,5% от среднего напряжения остальных элементов, а количество отстающих элементов должно быть не более 5% их общего количества в батарее.