Замена грозозащитных тросов

Замена грозозащитного троса в процессе эксплуатации воздушной линии электропередачи (срок службы которого меньше срока службы линии) обычно обусловлена значительной его коррозией и потерей механической прочности, результатом чего являются обрывы троса, короткие замыкания проводов и отключение линии.
Демонтаж троса в анкерном пролете отключенной линии начинается со снятия тяжения по тросу, для чего трос на одной анкерной опоре через блок натягивают тяговым механизмом, отсоединяют от опоры и опускают на землю. Поддерживающие зажимы демонтируют и на их место устанавливают раскаточные ролики.
Новый трос сначала раскатывают вдоль анкерного участка, соединяют между собой отдельные отрезки, поднимают на опоры и вкладывают в раскаточные ролики. Далее производят закрепление троса на одной из анкерных опор пролета, а затем натягивание и визирование его на вторую анкерную опору этого же анкерного пролета.
Перекладку троса из роликов в поддерживающие зажимы, присоединение его к опорам или установку искровых промежутков, а также гасителей вибрации в отдельных случаях можно осуществлять после включения линии под напряжение.
Замена проводов на воздушной линии электропередачи обусловлена:

  1. потерей механической прочности проводов из-за вибрации, т.е. повреждения под поддерживающими зажимами, а также вследствие коррозии;
  2. необходимостью увеличения расстояния до земли на переходах через инженерные сооружения (например, замена сталеалюминиевых проводов на бронзовые);
  3. необходимостью увеличения пропускной способности линий, т.е. замена существующих проводов на провода с поперечным сечением большей площади (применяются на линиях напряжением до 10 кВ).

Граничное значение плотности тока jгр, имеющее место на линии электропередачи, при котором дисконтированные затраты на передачу электроэнергии по проводам большего сечения не превысят соответствующих затрат при передаче электроэнергии по существующим (заменяемым) проводам, определяется по формуле

где у - среднее относительное увеличение площади поперечного сечения проводов стандартных типоразмеров (для сечений площадью 16, 25,35,50,70 мм2 у - 1,447); п - ступень увеличения площади поперечного сечения проводов (л = 1,...,4); b - коэффициент, отражающий часть стоимости линии и зависящий от площади поперечного сечения проводов, руб/мм2; рам - доля отчисления на амортизацию; для линий на железобетонных опорах р = 0,036;
а,    = 1]Е - коэффициент приведения будущих эксплуатационных издержек к начальному году; Е - процентная ставка; р - удельное сопротивление проводов, Ом • мм2/км; т - время потерь, ч; р - стоимость 1 кВт • ч потерянной электроэнергии, руб.
Таким образом, принятие решения о замене проводов на провода с поперечным сечением большей площади может быть обосновано лишь при определенном значении токовой нагрузки, которая в зависимости от значения а. может быть как больше, так и меньше экономической.
При подвеске проводов большего сечения требуется проверка соотношения воздействующих нагрузок и прочности имеющихся опор и фундаментов.
Порядок производства работ по замене проводов такой же, как по монтажу проводов на новых линиях.
При производстве работ по замене провода на труднопроходимых участках трассы новый провод можно не раскатывать. В этом случае на всех опорах данного участка старый провод перекладывают в раскаточные ролики и освобождают от гасителей вибрации. Конец нового провода соединяют с концом старого, опущенным с первой промежуточной опоры. Конец старого провода, опущенный с последней промежуточной опоры, закрепляют на тяговом механизме.
Вытягивая старый провод вдоль оси линии, протаскивают новый провод в раскаточные ролики на промежуточных опорах по всему участку до тех пор, пока он не опустится на землю с последней опоры.

Для демонтажа старых и монтажа новых проводов на переходах можно использовать соседние провода и тросы (рис. 1). Новый провод одним концом закрепляют к натяжной гирлянде изоляторов опоры А, а второй конец пропускают через неподвижный блок 2 и прикрепляют к подвижному ролику 3, который устанавливают на грозозащитном тросе. К ролику прикрепляют канат, который предварительно перебрасывают через все пересекаемые объекты, и пропускают через неподвижный блок 6, установленный на опоре Б.
Использование грозозащитного троса для монтажа провода
Рис. 1. Использование грозозащитного троса для монтажа провода в пролете пересечения линии с инженерным сооружением:
I - новый провод; 2 - неподвижный блок на опоре А: 3 - ролик; 4 - грозозащитный трос: 5 - канат; 6 - неподвижный блок на опоре Б, 7 - пересекаемый объект (воздушная линия напряжением 10 кВ)
Далее вытягивают провод к опоре Б. На новом проводе монтируют натяжной клиновой зажим и с помощью тягового механизма производят натягивание и визирование провода.