приводной механизм РПН

Приводной механизм ПУ состоит из электродвигателя, редуктора и электрической схемы управления, защиты и блокировки. Передаточное число от вала двигателя к выходному валу обычно составляет от 20 до 80. Иногда применяют приводные механизмы со сравнительно небольшим передаточным числом, а передачу для дальнейшего понижения частоты вращения переносят внутрь трансформатора. Это позволяет сравнительно длинный соединительный вал от приводного механизма к контактору с избирателем на меньшие значения вращающего момента, т. е. сделать его более лёгким и надёжным. Приводной механизм — один из наиболее ответственных узлов регулируемого трансформатора. Хотя отказ в работе приводного механизма не приводит к выходу трансформатора из строя, повреждение механизма делает невозможным пользование переключающим устройством. Между тем, как показал опыт, приводные механизмы, особенно их электрическая часть, являются наименее надёжными узлами РПН.
Основные требования к приводным механизмам:
Механизм должен обеспечивать переключение РПН с точной остановкой на фиксированном положении при работе от электродвигателя, управляемого ключом или кнопками, расположенными непосредственно на механизме (местное управление), на щите управления (дистанционное управление), а также включаемого автоматически — от устройства регулирования напряжения.
В случае необходимости должна быть предусмотрена возможность переключения рукояткой приводного механизма. Этот способ управления вспомогательный и допускается при наладке, ревизиях и ремонте. При ручном управлении в целях безопасности электродвигатель отключается.
Схема управления приводным механизмом должна иметь электрическую блокировку, не допускающую переключения при перегрузке РПН свыше установленных норм, а также при температуре масла ниже —20°С.
В механизме должна быть предусмотрена блокировка, предотвращающая переключения за крайние положения.
Как правило, в приводном механизме имеются местный и дистанционный указатель положений устройства РПН и счётчик числа переключений.
Должно быть обеспечено надёжное функционирование приводного механизма при заданных допустимых отклонениях напряжения питания (в пределах 0.85... 1.10 от номинального напряжения) и климатических условиях.
При групповой работе нескольких РПН (например, при параллельной работе трансформаторов или совместной работе трёх однофазных устройств) приводной механизм должен обеспечивать одновременное переключение без длительного рассогласования.
Точная остановка в фиксированных положениях обеспечивается специальными контактными устройствами (контроллерами), отключающими электродвигатель при повороте приводного механизма на заданный угол и включающими систему торможения двигателя. Требуемая точность остановки зависит от типа переключающего устройства и определяется техническими условиями. Иногда вместо торможения электродвигателя производится механическое расцепление привода с переключающим устройством. Переключение приводного механизма за крайние положения предотвращается специальными конечными выключателями, а иногда также и механическим расцеплением привода.
Электрическая схема приводного механизма включает в себя устройства защиты электродвигателя и других элементов от перегрузок и коротких замыканий.
Для управления переключающим устройством ответвлений обмоток силовых трансформаторов применяются различные приводные механизмы. Для РНТ применяются приводы МА и их модификации, для быстродействующих РНОА и РНТА — приводы ПДП-4у, для болгарских РС(Г) — привод МЗ и его модификации, для устройств производства Германии типов SAV, SCV и SDV — привод ЕМ-1.
Приводной механизм типа МА-1, выпускаемый Московским электрозаводом, выполняется на различное число положений переключающего устройства (от 6 до 49) и применяется для привода устройств РПН типа РНТ-13, РНТ-21 и др.
РПН типа РНТ-9 снабжается малым приводным механизмом МА-2, а типа РНТ-18 — механизмом постоянного тока типа МП-4. МП-4 отличается от других приводных механизмов тем, что применяется двигатель постоянного тока. Указанные механизмы имеют динамическое торможение электродвигателя. Время одного оборота вала составляет около 3 с.
Запорожский трансформаторный завод выпускает приводные механизмы типа ПДП-4У, предназначенные главным образом для привода быстродействующих переключающих устройств. Приводной механизм ПДП-4У снабжён двухступенчатым червячным редуктором с передаточным числом 225. Время переключения РПН серии РНОА, равное времени одного оборота вала, составляет 10 с. Для этих устройств не требуется высокая точность остановки, поэтому в приводном механизме ПДП-4У не предусмотрено специальной системы торможения, оказывается достаточным тормозной эффект самой червячной передачи.
РПН типа РС-3, выпускаемые в Болгарии, которые устанавливаются на трансформаторы 110 кВ, снабжены приводным механизмом типа МЗ-2. Этот механизм имеет планетарный редуктор с передаточным числом 4. При этом выходной вал привода (входной вал переключающего устройства) вращается с частотой около 350 об/мин. Таким образом, приводной механизм МЗ-2 относится к числу быстроходных. Для одного переключения выходной вал должен сделать 33 оборота. Продолжительность переключения — около 5.6 с. Благодаря быстроходности выходного вала момент на выходе привода не превышает 25 Н м. Необходимая точность остановки также обеспечивается без специальной системы торможения. Помимо конечных выключателей для предотвращения выхода механизма за крайние положения предусмотрена специальная механическая блокировка редуктора. Завод «Уралэлектротяжмаш» выпускает приводной механизм типа ПМ-2, в котором также использован тормозной эффект червячного редуктора. Однако в данном механизме этот эффект дополняется простой схемой торможения электродвигателя, основанной на замыкании накоротко его статорной обмотки после отключения. Это значительно уменьшает выбег.