В соединениях с натягом охватывающая деталь имеет внутренний диаметр меньше диаметра вала. После сборки сопротивление взаимному смещению деталей создается силами упругой деформации растяжения охватывающей детали и сжатия вала. Прочное соединение обеспечивается натягом — разностью диаметров вала и отверстия.
Соединения с гарантированным натягом условно делят на продольно-прессовые и поперечно-прессовые.
Сборка продольно-прессовых соединений производится с применением ручных, пневматических и гидравлических прессов путем приложения осевой силы F (рис. 1, а) к одной из деталей. На поверхности контакта деталей возникают значительные нормальные (перпендикулярные к поверхности) давления р (рис. 1, б) и силы трения, которые препятствуют сдвигу деталей.

Перед запрессовкой оси деталей необходимо совместить. Обычно для этого на валу или в отверстии делается проточка, в результате вал на некоторую длину свободно вставляется в охватывающую деталь. Опорные поверхности деталей должны быть строго перпендикулярны их осям, чтобы избежать перекосов при запрессовке. Усилие запрессовки следует увеличивать плавно. Чтобы уменьшить усилие запрессовки и избежать задиров поверхностей, контактирующие поверхности перед сборкой смазывают. Наиболее эффективна дисульфитмолибденовая смазка (в виде порошка или пасты); она уменьшает усилие запрессовки даже при сборке соединений с большими натягами до 30 % и устраняет вибрацию пресса. Контроль качества продольно-прессового соединения осуществляется по усилию пресса, которое указывается в технологической документации.
Схема продольно-прессового соединения
Рис. 1. Схема продольно-прессового соединения в процессе (а) и после запрессовки (б)

В поперечно-прессовых соединениях сближение сопрягаемых поверхностей происходит радиально к поверхности. Чтобы получить такие соединения, охватывающую деталь перед сборкой обычно нагревают. При этом способе прочность соединения увеличивается в 2—3 раза, так как при сборке не происходит износа поверхностей, а микронеровности как бы сцепляются друг с другом. После охлаждения деталь плотно охватывает вал.
Минимальная температура нагрева охватывающей детали диаметром d для осуществления свободной сборки определяется по формуле t=(0,015+0,001 d)i(ad) (а — коэффициент линейного расширения материала детали). Подсчитанную по формуле температуру увеличивают на 20—30 %, чтобы компенсировать возможное охлаждение детали в процессе ее установки и запрессовки.
Применяют также сборку соединений с охлаждением охватываемой детали. При использовании для этой цели диоксида углерода (сухого льда) снижают температуру детали до 195 К, при применении жидкого азота — до 78 К. При очень больших натягах применяют комбинированный способ: охватывающую деталь нагревают, а охватываемую охлаждают.