Герметизированные масляные трансформаторы с азотной защитой без расширителя должны быть снабжены защитным устройством, срабатывающим при повышении внутреннего Давления сверх 7,5-104 Па (ГОСТ 11677-75). Это устройство обеспечивает выхлоп газов из трансформатора при внутренних повреждениях, вызывающих опасное образование газов и повышение давления внутри трансформатора.
Реле смонтировано на внутренней стороне крышки бака трансформатора, на специально приваренных для этой цели двух бобышках 10, и прикреплено к ней двумя болтами 9. Основными элементами реле
Являются ударный механизм и стеклянная диафрагма 2. Ударный механизм состоит из корпуса 8, двух сильфонов 5, бойка 3 с надетой на него рабочей пружиной 4 и защелки 6.
Газ, образующийся в трансформаторе в результате внутренних повреждений, давит на сильфоны. При достижении давления 7,5-104 Па сильфоны сжимаются и увлекают за собой пластину 13, которая поворачивает ось 7 и тем самым освобождает защелку 6. Рабочая пружина, разжимаясь, с силой направляет боек вверх. Головка бойка разбивает стеклянную диафрагму 2, и скопившиеся в трансформаторе газы выходят наружу.
Установка реле давления.
1 — предохранительный колпак; 2 — стеклянная диафрагма (диск); 3 — боек; 4 — пружина; 5 — сильфон; 6 —защелка; 7— ось; 8— корпус; 9 — крепящий болт; 10— бобышка; 11 — фланец; 12 — шайбы уплотняющие, резиновые; 13 — пластина.
Диафрагма изготовлена из стекла толщиной 4 мм и способна выдерживать давление 1-105 Па. Она укреплена на приваренном к крышке фланце 11 при помощи шести болтов М10. Прокладками между фланцем и диафрагмой служат резиновые шайбы 12. Диафрагма защищена от попадания на нее посторонних предметов колпаком 1, который раскернивается в трех местах по окружности. Выхлопом газов этот колпак сбрасывается. На время транспортирования стеклянную диафрагму снимают и заменяют стальной заглушкой.
Подготавливают реле к действию следующим образом. Снимают защитный колпак, отворачивают болты нажимного фланца и удаляют временную заглушку. Деревянным бруском сверху нажимают на головку бойка, тем самым сжимают рабочую пружину. После того как боек достигнет крайнего нижнего положения, не снимая с него давления, поворачивают вверх защелку 6, так чтобы она зашла за ось 7. Если защелка не заходит за ось, нужно слегка надавить на нижнюю ось сильфона и повернуть вверх защелку, после этого она встанет на место. Затем плавно снимают давление с головки бойка, и ударный механизм реле готов к действию. После этого устанавливают стеклянную диафрагму. Во избежание поломки диафрагмы в результате возможных ее перекосов болты затягивают равномерно по окружности. Затем устанавливают защитный колпак. После срабатывания реле его снова подготавливают к действию.