Шинные устройства применяют во всех распределительных устройствах независимо от напряжения и типов (открытые или закрытые). Шины выполняют в виде полос прямоугольного сечения из меди, алюминия и стали. В РУ напряжением до 10 кВ применяют шины прямоугольного сечения с соотношением сторон 1 : 5 — 1 : 10.
Ремонт шин заключается в креплении или замене болтовых соединений шинодержателей.
Неровности и пленки окиси с контактных поверхностей удаляют напильником, не допуская общего уменьшения сечения шины более чем на 1,5 %.
Если вмятины или выемки уменьшают сечение шин более чем на 1,5 % для алюминия и 1 % для меди, но не более 10 % от их общего сечения, то дефектное место усиливают накладкой, которую соединяют болтами.
Крепление алюминиевых и медных шин на изоляторах производят различными способами в зависимости от количества шин каждой фазы, которое определяют по силе тока, протекающего в них. Для установок с большой силой тока применяют многополосные шины.
Шины вследствие нагрева протекающим током изменяют свою длину, поэтому при монтаже предусматривают компенсирующие устройства. У шин длиной до 25 м в местах их крепления делают отверстия овальной формы (при креплении к изоляторам). Под головки болтов устанавливают пружинные шайбы.
Данные для выбора пластин компенсаторов для однополосных шин при толщине пластин 0,5 мм приведены в табл. При толщине пластин меньше 0,5 мм количество их должно быть соответственно увеличено.
Выбор пластин компенсаторов для шин
Размер шины, мм | Компенсатор | ||
Ширина | Толщина | Число пластин | Длина одной пластины, м |
40 | 4 | 10 |
|
50 | 5 | 12 | 0,5 |
60 | 6 | 14 |
|
80 | 8 | 18 |
|
100 | 10 | 20 | 0,6 |
120 | 10 | 22 |
|
Выбор числа компенсаторов в зависимости от длины шин и материалов приведен ниже.
Длина шины, м: |
|
|
|
алюминиевой........................................................... | 20-30 | 30-50 | 50-75 |
медной ...................................................................... | 30-50 | 50-80 | 80-100 |
стальной.................................................................... | 30-60 | 60-85 | 85-115 |
Число компенсаторов............................................ | 1 | 2 | 3 |
Шины после ремонта должны быть окрашены, кроме мест ответвлений и присоединений к аппаратам, которые после выполнения присоединений покрывают прозрачным глифталевым лаком. Согласно принятым обозначениям, фазы шин трехфазного переменного тока обозначают буквами А, В, С.