В разделе описаны механизмы, применяемые при работе на высоте до 22  —  24 м при наличии полов строящихся сооружений. В электротехнических зонах, расположенных в межферменных пространствах сооружений, вдоль подкрановых балок и колонн при отсутствии полов электромонтажные работы выполняют с мостовых кранов, кранбалок, инвентарных передвижных подмостей, люлек и т. д.

подвесная люлька для монтажа троллейных линий
Рис. 1. Инвентарная подвесная люлька для монтажа троллейных линий.

На рис. 1 показан монтаж троллейных линий с инвентарной подвесной люльки. Мостовой кран 5 передвигают механически или с подключением электропитания
по временной схеме. Сварочный аппарат размещают на мосту крана. В люльке 1 расположен ящик с инструментами. Над люлькой установлен кронштейн 3 с электролебедкой 4 грузоподъемностью 250 кг. Лебедкой поднимают блоки троллейных шинопроводов, троллеев 2 или отдельных узлов: кронштейны, светофоры, трубы и т.д.
Подъем троллеев лебедкой
Рис. 2. Подъем троллеев лебедкой тележки мостового крана.
1  —   инвентарная подвесная люлька; 2  —  ролик для подъема троллеев; 3  —  троллеи.
Подъем блоков и других узлов электроконструкций можно осуществлять с помощью лебедки тележки мостового крана (рис. 2). В люльке работает звено электромонтажников из двух человек.
Электромонтажные работы в межферменном пространстве на высоте 1,5  —  8 м от уровня головки рельса мостового крана выполняют с катучей крановой телескопической вышки ВТКК (рис. 3). На основании вышки закреплена телескопическая часть, выполненная из трех выдвигающихся звеньев, подъем и опускание которых производят ручной лебедкой, расположенной на монтажной площадке.
Телескопическая катучая крановая вышка ВТКК
Рис. 3. Телескопическая катучая крановая вышка ВТКК. 1  —  основание; 2  —  телескопическая часть с рабочей площадкой; 3  —  ручная лебедка с приводом; 4  —  отвес; 5  —  ловители; 6  —  направляющие ролики.

На нижнем звене телескопа установлены четыре опоры, с помощью которых вышку устанавливают на рельсы тележки мостового крана при ширине колеи 2  —  2,5 м. В звеньях телескопа установлены специальные ловители, предохраняющие его от складывания в случае обрыва каната. Грузоподъемность рабочей площадки 100 кг; наибольшая боковая сила, создаваемая рабочим на площадке при максимально выдвинутом телескопе, 50 Н. Размеры вышки в транспортном положении 4600X890X2300 мм, масса 710 кг.

Инвентарная площадка
Рис. 4, Инвентарная площадка, устанавливаемая на тележке мостового крана.

Работы в межферменном пространстве могут выполняться со специальной инвентарной площадки (рис. 4), устанавливаемой на тележках мостовых кранов грузоподъемностью от 10 до 100 т. Площадка имеет телескопическое устройство, позволяющее вести работы на высоте от 1,5 до 2,7 м от уровня основания тележки. Грузоподъемность площадки 400 кг, размеры 1800X1800X Х3700 мм, масса 200 кг. При отсутствии мостовых кранов работы выполняют с тележек, перемещаемых по подкрановым путям, инвентарных подмостей и т.д.
Конструкция самоходной тележки, смонтированной на подкрановом пути, показана на рис. 5. Тележку с ящиком для инструментов и кронштейнами для троллейных блоков подвешивают на рельсе подкранового пути.
Самоходная тележка
Рис. 5. Самоходная тележка для монтажа троллейных линий.
Сварочный аппарат служит противовесом. На верхней площадке установлен электродвигатель с редуктором механизма передвижения. Два упора с роликами придают тележке устойчивое положение. Передвижение тележки осуществляют электродвигателем, подключенным к временному шланговому гибкому кабелю. Подъем блоков и электроконструкций производят с помощью монтажного ролика, закрепленного на нижнем поясе фермы. Монтаж блоков троллейных шинопроводов, троллеев и электроконструкций выполняют на подкрановой балке по мере передвижения тележки.
Для монтажа цеховых троллеев также применяют инвентарные тележки, перемещаемые вдоль подкрановых балок вручную (рис. 6).
Инвентарная тележка
Рис. 6. Инвентарная тележка для монтажа троллейных линий.
При работе вдоль покрановых балок или в межферменном пространстве используют инвентарные передвижные монтажные подмости (рис. 6). Подмости / состоят из двух ходовых частей 4, 30-метрового моста, собранного из 24 элементов, двух телескопических люлек 5, деревянного настила 2, верхних рабочих площадок 3, устройств для предварительного напряжения моста 6.
Инвентарные передвижные монтажные подмости
Рис. 6. Инвентарные передвижные монтажные подмости.

Применение элементов моста из модулей «Кисловодск», «Берлин» дает возможность собирать мосты различной длины, кратной 2 м. Из телескопических люлек можно выполнять работы вдоль подкрановых балок на различных отметках. При работе в межферменном пространстве на мост укладывают настил для прохода. Транспортировка и хранение разобранного на элементы моста осуществляется в телескопической люльке, которую используют в этом случае как контейнер. Общая масса подмостей в сборе с настилом и рабочими площадками при ширине пролета 30 м составляет 5 т.
При монтаже вертикальных магистралей электрических сетей применяют различные подвесные люльки. Однако объем работ, выполняемый с применением люлек, ограничивается из-за запрещения производства с них сварочных работ. Люльки представляют собой пространственные конструкции, изготовленные из стального профильного проката. Формы и размеры люлек позволяют находиться в них одному или двум рабочим с запасом материалов, изделий и инструментами. Вдоль стен и колонн промышленных сооружений люльки перемещают на кронштейнах, закрепленных в верхней части сооружения посредством канатной системы и приводной лебедки с ручным или электрифицированным приводом. Материалы, из которых изготавливают каркасы и настилы люлек, строго соответствуют ГОСТ. Особые требования предъявляют к сварным соединениям, петлям, канатам. Диаметры канатов, поддерживающих люльки, выбирают с запасом прочности не менее шестикратного. Люльки допускают к эксплуатации только после их испытаний нагрузкой, превышающей расчетную на 50 % при статическом испытании и на 10 %  — при динамическом. Для подъема одного работающего применяют люльки ЛOC-100-120, ЛOH-32-120 и др.
Подвесная люлька ЛОН-32-120
Рис. 7. Подвесная люлька ЛОН-32-120.
Люлька с электроприводом ЛОС-100-120 предназначена для подъема рабочего, материалов и инструментов к рабочим местам на максимальную высоту до 100 м. Грузоподъемность люльки 120 кг, приводная лебедка ЛЭФ-500. Размеры люльки 1340ХП75Х2520 мм, масса без канатов и консоли — 165 кг.
Аналогичной грузоподъемностью обладает люлька ЛОН-32-120 (рис. 7), рассчитанная для высоты подъема до 32 м. Приводная лебедка ЛТ-250 устанавливается на нулевой отметке. Люлька оснащена ловителем, его установка обеспечивает зазор между сжимами и предохранительным канатом не менее 2 мм при свободном положении каната. При ослаблении грузового каната сжимы плотно охватывают предохранительный канат. Люлька транспортируется с объекта на объект на бортовом автомобиле или другими транспортными средствами.
Для подъема двух человек применяют двухместные люльки, например типа ЛЭ-30- 250. Высота подъема до 30 м. Грузоподъемность люльки 250 кг (расчетная масса: 2 чел. по 75 кг и груз —  100 кг). Размеры люльки 5000X850X1700 мм, масса подвижной части 500 кг; люлька управляется двумя лебедками ЛТ-250.
При большей высоте или в недоступных местах межфирменного пространства работы выполняются электромонтажниками-верхолазами (см. техника безопасности при работе на высоте).