сборка электрического двигателя

Многие инструменты и приспособления (гаечные ключи, отвертки, приспособления для ввода и вывода роторов) используют как при разборке, так и при сборке электрических машин. Однако при сборке применяют также и специальные инструменты и приспособления.
Передаточные детали (шкивы, полумуфты, шестерни) насаживают при сборке на вал машины таким образом, чтобы усилие не передавалось на подшипники. Для этого используют приспособление, состоящее из двух швеллеров 3 и 5 (рис. 1), скрепленных шпильками 4. Крышку подшипника со стороны, противоположной приводу, снимают и торец вала упирают в шкворень 2 швеллера 3. В другой швеллер вставлена гайка. Вращением винта 1 шкив напрессовывают на приводной конец вала.
Подшипники качения перед посадкой на вал подогревают в масляных ваннах. Установка щита на подшипник также может быть облегчена при его нагреве. Нагреватель представляет собой приспособление с трубчатыми или иной конструкции тепловыделяющими элементами, которое вставляется в отверстие щита 1 (рис. 2). Наиболее удобен нагреватель индукционного типа, состоящий из шихтованной магнитной системы 6. выполненной из П-образных листов электротехнической стали, прикрепленных к кольцу 4, и катушки 7, по которой проходит переменный ток.
Насадка шкива на вал
Рис. 1. Насадка шкива на вал
Переменный магнитный поток, возбуждаемый катушкой, замыкается через щит и нагревает его вихревыми токами. Сам индуктор остается сравнительно холодным, так как потери в шихтованной магнитной системе невелики.
Индукционный нагреватель
Рис. 2. Индукционный нагреватель для щита
Динамометрический ключ
Рис. 3. Динамометрический ключ
Питающий кабель 2 соединяется с выводами катушки в коробке зажимов 3. Ручки 5 служат для переноски нагревателя. Щит нагревается до 120—130 °С за несколько минут. Для автоматического отключения нагревателя в его электрической схеме предусматривают реле времени, выдержку которого подбирают опытным путем.
Резьбовые соединения затягивают с усилием, обеспечивающим плотный стык сопрягаемых деталей. Слабо прижатые детали при вибрациях будут перемещаться друг относительно друга, чрезмерное усилие затяжки может привести к срыву резьбы. Для контроля момента затяжки   в ответственных соединениях применяют динамометрические (рис. 3) и предельные (тарированные) ключи.
В динамометрических ключах момент измеряется с помощью упругих элементов, например стержня 5, который изгибается при приложении усилия Ркл к рукоятке 4. Шкала 3, закрепленная на стержне, перемещаясь вместе с ним относительно стрелки 2, позволяет определить момент, приложенный к головке 1 ключа. Предельные ключи снабжают устройством, расцепляющим рукоятку и головку при заданном моменте.
Момент затяжки выбирается в зависимости от диаметра резьбы и материала крепежных деталей.
Диаметр резьбы, мм 3 4 5 6 8 10 12 14
Момент затяжки для болтов из стали 45, Н-м 0,38 0,9 1,95 3,4 0,4 17,1 25 51
Чтобы не произошло отвинчивания крепежных деталей в процессе работы, их контрят.
Воздушные зазоры в электрических машинах контролируют наборами щупов из пластин толщиной 0,1—3 мм, шириной 6—13 и длиной 350—600 мм. Клиновыми щупами (рис. 4) измеряют зазоры от 0,5 до 12 мм с точностью 0,1 мм.
Клиновой щуп
Рис. 4. Клиновой щуп для измерения зазора
На стержне 4 щупа укреплен клин 1, на котором нанесена шкала с ценой деления 0,1 мм и установлен движок 2 с указателем 3. Клин вводят в воздушный зазор до упора, движок подводят к торцу сердечника. При этом указатель покажет на шкале значение измеряемого зазора.