В. ПРОВЕРКА ЦЕЛОСТИ ИЗОЛЯЦИИ ПОДШИПНИКОВ
Состояние изоляции подшипников в процессе эксплуатации должно проверяться в установленные сроки.
Эту проверку нужно производить при неподвижной машине и при ее работе. Определение сопротивления изоляции на ходу машины производится при холостом ходе и при нагрузке путем измерения напряжений указанным ниже методом.
Для измерений применяется вольтметр со шкалой 3— 10 В. При проверке турбогенератора вольтметр должен иметь по возможности малое внутреннее сопротивление, т. е. большое потребление. Это необходимо для «отстройки» от токов электрических зарядов ротора, в противном случае эти токи могут влиять на показания прибора. При отсутствии такого прибора можно пользоваться обычным прибором через трансформатор безопасности 220/12 В, включив вольтметр на обмотку 220 В. Производят два измерения. При первом измерении (рис. 12, а) провода от вольтметра присоединяют к двум медносетчатым щеткам, прикрепленным к изолированным рукояткам; щетки прикладывают к концам вала. При втором измерении (рис. 12, б) определяют напряжение между фундаментной плитой и корпусом подшипника при закороченных масляных пленках. Каждую из закороток одним концом присоединяют к подшипнику, а вторым — к медносетчатой щетке, накладываемой на вал. При исправной изоляции подшипника напряжения (/i и (/2 должны быть одинаковыми. Если же изоляция под подшипником повреждена, то напряжение U2 меньше V\. При резком снижении сопротивления изоляции подшипников необходимо произвести тщательное обследование для устранения повреждения.
Рис. 12. Определение исправности изоляции подшипника
Напряжения на валу, измеренные при холостом ходе и при нагрузке, отличаются друг от друга.
При монтаже машины и капитальных ремонтах производят проверку сопротивления изоляции всех изолированных подшипников при полностью собранных маслопроводах. Для этого приподнимают краном конец вала со стороны, противоположной изолированному подшипнику, и между шейкой вала и вкладышем, а также между валом и тросом крана устанавливают изолирующие прокладки и измеряют сопротивление изоляции мегомметром при напряжении 1000 В.
Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм. Для измерения сопротивления изоляции можно было бы приподнять конец вала, опирающийся на изолированный подшипник, но при тяжелых роторах необходимо нагрузить этот подшипник, чтобы измерение производилось при нормальном давлении на изоляцию.
Наиболее частыми причинами нарушения изоляции подшипников являются наружное загрязнение краев изоляции (или мест стыка, если изоляция состоит из нескольких частей), шунтировка изоляционных прокладок броней кабеля возбудителя/ трубопроводом, инструментом, случайно прикасающимся к подшипнику или к плите возбудителя, и прочим, загрязнение изоляции через установочные отверстия в корпусе подшипника или возбудителя, наличие забытого в гнезде неизолированного установочного штифта, нарушение изоляции между фланцами маслопровода, нарушение целости изолирующих шайб, прокладок или втулочек болтов и штифтов.
Особенно часты нарушения изоляции между фланцами маслопроводов. Имеют место случаи загрязнения прокладок и внутри маслопроводов. Учитывая указанные трудности проверки сопротивления изоляции подшипника, очень полезно трубопроводы, присоединяемые к изолированным подшипникам, как масляные, так и водяные, снабжать патрубками, изолированными с обеих сторон. Это позволяет в необходимых случаях быстро проверять состояние изоляции присоединенных трубопроводов в процессе работы агрегата.
Иногда с целью обеспечения возможности проверки изоляции подшипника при работе машины применяется между подшипником и фундаментной плитой составная изоляционная прокладка, разделенная металлическим листом. При этом предполагается, что измеренное высокое сопротивление этого листа относительно земли указывает на хорошую изоляцию относительно земли и подшипника.
Это предположение неверно, так как при хорошей изоляции металлического листа подшипник может быть заземлен, как указано выше, через болт крепления, штифт или какой-либо случайный металлический предмет. С другой стороны, заземление промежуточного металлического листа не свидетельствует о заземлении подшипника, так как может быть повреждена изоляция только с одной стороны листа. Таким образом, целесообразность применения составной изоляционной прокладки весьма сомнительна, так как проверка изоляции подшипника с помощью промежуточного листа может ввести в заблуждение обслуживающий персонал.
Необходимо иметь в виду, что положительные результаты проверки изоляции подшипника на отсутствие заземления даже рекомендуемыми выше методами не являются доказательством того, что при работе генератора отсутствуют местные подшипниковые токи или что через подшипник со стороны привода не протекает ток из-за двойного заземления в цепи возбуждения.