У электрических машин такое испытание прочности изоляции обмоток выполняется повышенным напряжением.
Цель испытания — проверка надежности изоляции обмоток а целом и пофазно относительно заземленного корпуса и между собой. Проверка проводится не только у электрических машин с замененной изоляцией, но также и для машин с изоляцией, оставленной для дальнейшей эксплуатации.
При внутреннем соединении обмоток трехфазных машин в схему (Y или Д) наружу выведены только три вывода обмоток. Во время испытания они соединяются между собой перемычкой накоротко и вся обмотка считается одной электрической цепью. К ней для проверки прочности ее изоляции относительно корпуса прикладывается испытательное напряжение от контакта установки для испытания. Если же на клеммную панель выведены все шесть концов фазных обмоток, испытательное напряжение подводится к выводу одной из них. две другие соединяются между собой и с заземленным корпусом — проверяется электрическая прочность изоляции первой обмотки относительно корпуса и других обмоток. Затем, поочередно переключая испытательное напряжение на выводы обмоток оставшихся фаз, аналогично проверяют электрическую прочность их изоляции.
Указанные испытания выполняют при неподвижном положении ротора машины в практически холодном состоянии (10-30°С). Испытательное напряжение должно быть синусоидальным с частотой 50 Гц и отвечать нормам ГОСТа.
В случаях, когда электрическая машина ремонтируется без смены старых обмоток, испытательное напряжение берется равным 130% от номинального.
Величины испытательных напряжений электрических машин
Характеристика электромашины или ее части | Испытательное напряжение E/цг |
I. Электродвигатель мощностью менее 1 кВт на номинальное напряжение НОВ | 500 В плюс двукратное номинальное напряжение |
2. Электродвигатель мощностью от 1 кВт и выше на номинальное напряжение ниже 100 В | 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение |
3. Электродвигатель мощностью до 11)00 кВт на номинальное напряжение свыше 100 В | 1 000 В плюс двукратное номинальное напряжение, но не менее 1500 В |
4. Обмотки роторов электродвигателей с фазным ротором, предназначенным для торможения противовключением | 1000 В плюс четырехкратное номинальное напряжение обмоток роторов |
5. Обмотки роторов, не предназначенные для включения торможения противовключением | 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение обмоток роторов |
Примечание. Выделено значение испытательного напряжения для асинхронных машин с номинальным напряжением 380/220 В.
Изоляцию электромашин испытывают на специальной высоковольтной установке по схеме рис. 2. Последовательность проведения испытания следующая: включаются коммутационные аппараты QF и QS. При этом начальное испытательное напряжение на вольтметре не должно быть более одной трети его максимального значения. Затем напряжение с помощью потенциал-регулятора (/) плавно (в течение 10-15 с) повышают до максимума.
Рис. 2. Принципиальная схема установки для испытания электрической прочности изоляции электромашин: 1 — автотрансформатор; 2 — источник питания, 3 — предохранитель; 4.9- сигнальные лампы; 5 — контакт для подключения испытуемого объекта, 6 - фазные обмотки; 7— заземленный корпус машины; 8—высоковольтный трансформатор, 10— автоматический выключатель
Выдерживают в течение 60 с (1мин). Если в этом интервале не происходит пробоя, перекрытия или ускоренного нагрева изоляции, изменения тока утечки результат испытания считается удовлетворительным.
Испытательное напряжение также плавно снижают до 30-35 % от максимального и отключают. Причинами пробоя или других нарушений изоляции обмоток при испытании в основном могут быть: неправильный подбор изоляционных материалов (по роду, качеству, толщине и т.п.), механические повреждения изоляции при ремонте, плохая пропитка и прочее.
При испытании прочности изоляции машин постоянного тока обмотку якоря с последовательно соединенными с ней обмотками
на полюсах следует принимать за независимую цепь. Обмотки главных полюсов, включенных параллельно с обмоткой якоря, считаются также независимыми цепями.
Для исключения ошибок при испытании электрической прочности изоляции контактно-щеточных механизмов следует удалить со всех деталей угольную пыль.