При ремонте изготовление и укладка обмоток осуществляется следующим образом: нарезается и заготавливается изоляция, наматываются катушечные группы (или фазы), изолируются пазы и в них укладываются проводники, распаиваются схемы и выводные концы и формируются лобовые части обмотки.
Листовой материал разрезают ручными (гильотинными) или механизированными (вибро-) ножницами, а рулонный — дисковыми. Катушечные группы наматывают на автоматизированных станках, предварительно устанавливая программу намотки и размер шаблона. После окончания намотки для облегчения съема катушек станок останавливают, щеки шаблона сближают, ослабляя намотку. При работе на неавтоматизированных станках используют неунифицированные шаблоны, рассчитанные для намотки катушек определенных размеров (рис. 1). Шаблоны позволяют наматывать равнокатушечную и концентрическую обмотки и имеют приспособление, позволяющее движением рукоятки ослабить намотку обмотки и свободно снять ее с шаблона.
При ремонте обмотки стараются сохранить все ее параметры — шаг, количество витков в пазу, диаметр провода по меди и геометрическую форму. Для однослойных обмоток это не представляет трудностей. Равнокатушечная и концентрическая обмотки имеют практически одинаковую трудоемкость и одинаково удобны при укладке.
Шаблоны для намотки катушек к электродвигателям
Рис. 1. Шаблоны для намотки катушек к электродвигателям с высотой оси вращения 56... 132 мм (я) и 160...355 мм (б):
1 — рама; 2 — каретка; 3 — сменные головки; 4 — кулачки; 5 — фиксатор: б — ручка; 7 — направляющая; 8 — ступица; 9 — коромысло; 10 — алюминиевое кольцо; // — текстолитовое кольцо; 12 — рычаг; 13 — диск
В двухслойных обмотках изготовление и укладка равнокатушечной обмотки достаточно просты. Обмотки машинной намотки более сложны и трудоемки при ручном изготовлении. Поэтому при ремонте возможно одно-двухслойные концентрические и двухслойные концентрические обмотки заменять на двухслойные равнокатушечные с сохранением диаметра провода и количества проводников в пазу. При этом производят расчет шага равнокатушечной обмотки и изменяют форму катушек.

(1)  
Шаг равнокатушечной обмотки при пересчете двухслойной концентрической обмотки определяют по формуле где унб и унм — шаг наибольшей и наименьшей катушек двухслойной концентрической обмотки.
Шаг равнокатушечной обмотки при пересчете одно-двухслойной концентрической обмотки определяют по формуле
У = 2(9+1),                                                                                                                                                                                      (2)
где q — число пазов на полюс и фазу.
Конструкция одно-двухслойных концентрических обмоток такова, что укорочение шага в них зависит только от числа пазов q на полюс и фазу. Намотанные катушечные группы обмотки передают на рабочее место кладки.
Укладку начинают с осмотра сердечника, в пазах которого не должно быть пыли и грязи, а отдельные листы сердечника не должны выступать в паз или распушатся, образуя ровные стенки пазов. В пазы устанавливают пазовую изоляцию, которую подгибают на краях и формируют манжеты, препятствующие сдвигу изоляции при последующих операциях.
При укладке однослойных обмоток в пазы закладывают витки обеих сторон катушек. При укладке двухслойных обмоток в пазы закладывают стороны катушек, которые располагаются внизу паза, а стороны, которые должны располагаться вверху паза, остаются неуложенными, так как в тех пазах, где они должны располагаться, нет еще нижних катушек. Число таких катушек будет равно шагу обмотки Следующие катушки укладываются одной стороной вверх пазов, а другой вниз. Последними устанавливают верхние стороны первых катушек.
Порядок «всыпания» обмотки в пазы показан на рис. 2. В изолированный паз устанавливают технологические прокладки 1 и через них заводят проводники. После всыпания определенного количества витков их уплотняют подбойкой 2. При укладке двухслойных обмоток после заведения нижней катушки устанавливают изоляционную прокладку 3.
«Всыпание» обмотки в пазы
Рис. 2. «Всыпание» обмотки в пазы:
1 — технологическая прокладка; 2 подбойка; 3— изоляционная прокладка; 4 - изоляция; 5 - клин

После укладки всех проводников их уплотняют, подгибают края изоляции 4, устанавливают прокладку под  шин и с торца забивают клин 5. Проводники в пазу всегда должны располагаться плотно. Бели они размещены свободно (катушки легко сдвинуть рукой), под клин устанавливают дополнительные прокладки. После укладки катушек производят сборку, пайку изолирование и увязку схемы и лобовых частей. Перед отправкой на испытания и пропитку лобовым частям обмотки придают окончательную форму, для чего их обету кивают молотком через текстолитовую прокладку. Форму и размеры лобовых частей проверяют шаблоном. При всех дальнейших операциях запрещается  что-либо делать с обмоткой.

Выбирая провод и изоляцию, следует помнить, что с повышением коэффициента заполнения паза (рекомендуется не более 0.72 ...0,74) увеличивается трудоемкость укладки и снижается надежность машины. В ходе ремонта асинхронных электродвигателей первой и второй серии (А и А2) и использования современных проводов с более тонкой изоляцией и пазовой изоляции с меньшей толщиной (как правило, более высокого качества) при укладке получают очень низкий коэффициент заполнения паза. В этом случае необходимо устанавливать дополнительные прокладки или использовать провода большего диаметра. При ремонте четвертой серии асинхронных электродвигателей (4А) или серии АИ ( АИР) часто используют более толстую изоляцию, чем установлена в машинах. Поэтому трудоемкость ремонта машин этих серий больше и требует более высокой квалификации рабочих.