Электродвигатели подвесного исполнения (рис. 1, 2) имеют сердечники статора 13 и ротора 12 с обмотками 14 и 11, щиты 9 и 21, верхнюю 16 и нижнюю 7 крестовины, два направляющих подшипника скольжения 5 и 19 или качения (рис. 2), подпятник 18, размещенный в масляной ванне верхней крестовины и фланцевый вал 1.
Система смазки замкнутая: внутри ванн верхней и нижней крестовин находится постоянный объем масла с погруженными в него маслоохладителями, направляющими подшипниками и подпятником. Подшипники качения электродвигателей заполнены консистентной смазкой.
Вентиляция осуществляется по замкнутому или разомкнутому циклу. Система вентиляции радиальная. Охлаждающий воздух поступает внутрь сверху и снизу электродвигателя и выбрасывается наружу из отверстия в корпусе статора. При замкнутой системе вентиляции воздух охлаждается в водяных воздухоохладителях. Статор электродвигателей — круглый неразъемный. Сердечник статора собран из пакетов, разделенных вентиляционными каналами. Обмотка статора — двухслойная катушечная. Изоляция катушек - непрерывная микалентная компаундированная или термореактивная типа "Монолит-2".
Для обеспечения наиболее экономичных режимов работы насосов некоторые электродвигатели имеют две частоты вращения. Для этой цели у электродвигателей ДВДА в сердечник статора уложены две раздельные электрически не связанные обмотки. Обе обмотки двухслойные и изготовлены из жестких катушек, уложенных в одном пазу. По конструктивным соображениям размеры катушек и толщина изоляции обеих обмоток одинаковы. Обмотки различаются сечением меди и количеством витков.
Ротор состоит из сердечника, набранного из сегментов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, короткозамкнутой одно, или двухрядной обмотки, сварного корпуса, вентиляторов и вала. Грузонесущая верхняя крестовина и нижняя — сварные с четырьмя лапами. Центральные части обеих крестовин образуют масляные ванны, в которых размещены направляющие подшипники, подпятник и водяные маслоохладители. Подпятник, воспринимающий нагрузку от массы ротора электродвигателя, рабочего колеса насоса и от реакции воды, состоит из четырех или восьми самоустанавливающихся сегментов, поверхность трения которых залита баббитом марки Б-83.

электродвигатель ДВДА 260/99-20-24У4
Рис. 1. Двухскоросгной электродвигатель ДВДА 260/99-20-24У4:
1 - вал ротора; 2 прокладка; 3 _ маслоохладитель нижней крестовины; 4 — днище нижней крестовины; 5 - нижний направляющий подшипник; 6 — датчик термоконтроля; 7 - нижняя крестовина; 8 - плита фундаментная; 9 - щит нижней крестовины; 10 - домкрат; 11 - короткозамкнутая двухрядная обмотка ротора; 12 - сердечник ротора; 13 - сердечник статора; 14 - обмотка статора; 15 - вентилятор; 16 - верхняя крестовина; 17 — маслоохладитель; 18 - подпятник; 19 - верхний направляющий подшипник; 20 — кожух; 21 — щит верхней крестовины; 22 — втулка подпятника; 23 - кольцо стопорное

Электродвигатель ВАН 143/41-10УЭ
Рис. 2. Электродвигатель ВАН 143/41-10УЭ

Серия вертикальных асинхронных электродвигателей ДВДА2 имеет полюснопереключаемые обмотки статоров. Для электродвигателей ДВДА2 с определенными соотношениями мощностей и частот вращения оптимальная конструкция и необходимые механические характеристики получают при использовании схем, в которых при одной частоте вращения часть катушек исключается из схемы, при этом оставшиеся катушки распределены по фазам и группам.
Серия ДВДА2 состоит из 10 типов электродвигателей мощностью 315 — 5000 кВт, в которых по сравнению с аналогичными электродвигателями серии ДВДА масса электротехнической стали уменьшена на 20 — 25 %, обмоточной меди — на 35 — 40 %, черного проката — на 25 % при одновременном повышении КПД на 1 — 1,5 %.