Статоры электродвигателей состоят из сердечника, станины, обмотки и коробки выводов. Сердечник статора набран из сегментов лакированной электротехнической стали и разделен вентиляционными распорками на пакеты с радиальными вентиляционными каналами.
В сегментах сердечника выштампованы открытые прямоугольные пазы, предназначенные для укладки двухслойной катушечной обмотки.
Рис. 1. Электродвигатель ДАЭО-13-50-4 S=550 кВт, л=1492 об/мин и схема его вентиляции
Рис. 2. Электродвигатель ДАЗО-2-16-59-4У1 (Р=1250 кВт. «=1500 об/мин)
Катушки обмотки с укороченным шагом выполнены из прямоугольного медного провода с пайкой соединений меднофосфористым припоем. Изоляция катушек электродвигателей ДАЗО и ДАЗО 2 непрерывная, микалентная, компаундированная, класса В, а ДАЗО 4 — термореактивная. Катушки закреплены в пазовой части изоляционными клиньями и прокладками, в лобовой части — бандажными колбами, изоляционными распорками и шнуровыми бандажами.
Сердечник ротора диаметром менее 1000 мм набирается из отдельных листов лакированной электротехнической стали, насаженных на вал и спрессованных нажимными шайбами. Сердечник ротора диаметром более 1000 мм состоит из сегментов, набранных на переходную втулку, насаженную на вал, и спрессовывается нажимными кольцами и стяжными шпильками. Обмотка ротора, одноклеточная, короткозамкнутая, состоит из медных стержней с медными короткозамыкающими кольцами. В некоторых электродвигателях во избежание повреждения поверхностей шеек вала и вкладышей подшипниковыми токами подшипник со стороны привода изолируется.
Внутренняя система вентиляции обеспечивается двумя вентиляторами, насаженными на вал по обе стороны ротора. Холодный воздух последовательно проходит через аксиальные и радиальные каналы ротора и статора и лобовые части обмотки статора, и, пройдя между трубками воздухоохладителя, попадает на вход вентиляторов. Циркуляция наружного охлаждающего воздуха обеспечивается вентилятором, насаженным на вал ротора с внешней стороны внутреннего щита электродвигателя, или вентиляторами, установленными на станине и приводимыми в действие индивидуальными электродвигателями.
Рис. 3. Электродвигатель ДА304-560-8У1 (Р= 1000 кВт, п=750 об/мин)
При проектировании и изготовлении электродвигателей типов ДАЗО 4 применены новые конструктивные решения и технологические процессы. Сердечники статоров собраны из электротехнической стали толщиной 0,5 мм с удельными потерями менее 1,6 Вт/кг при индукции равной 1 Т. Катушки обмотки статора изготовлены из провода марки ПЭТВСД, не требующего наложения дополнительной витковой изоляции. Используется корпусная изоляция Монолит-2 с односторонней толщиной в пазовой части 1,8 мм. Изоляция по нагревостойкости соответствует классу F, но работает при температурах, соответствующих классу В, что допускает частые пуски машины без снижения срока ее службы и показателей надежности.
Радиально-согласованная система вентиляции обеспечивает эффективное и равномерное охлаждение активных частей электродвигателя. Подшипники электродвигателей щитовые, роликовые. С целью повышения надежности подшипниковый узел со стороны, противоположной приводу, усилен шарикоподшипником, фиксирующим вал в аксиальном направлении.
В электродвигателях типа ДАЗО 4 по сравнению с электродвигателями типа ДАЗО повышен КПД на 0,6— 5%, снижена масса на 25—33% и уменьшены его размеры. Срок службы электродвигателей увеличен с 15 до 20 лет.