дизель-генератор
Дизель-электрические агрегаты получили большое распространение в сельском хозяйстве, на транспорте и в быту отдаленных районов.
В настоящее время энергопоезда, стационарные и передвижные дизель-электростанции (ДЭС) и дизель-агрегаты широко применяются также для электроснабжения радиотрансляционных станций, резервного питания радиотрансляционных постов связи, собственных нужд электростанций, больниц, театров, крупных магазинов и других бытовых объектов, для питания силовой и осветительной нагрузки в лесной промышленности и т. д.
Широкому распространению передвижных и стационарных ДЭС способствуют: простота их обслуживания и высокая экономичность, малые размеры и постоянная готовность к действию, возможность быстрого разворота ДЭС и эксплуатация их без постоянного обслуживающего персонала, а также возможность быстрой переброски ДЭС на новое место.
Для надежной и экономичной эксплуатации ДЭС необходимо глубокое знание их устройства и узлов, технических характеристик электрооборудования и принципиальных схем, а также правил технической эксплуатации и техники безопасности.

В настоящее время выпускают дизельные электроагрегаты и электростанции мощностью 5, 8, 10, 12, 16, 20, 30, 50, 75, 100, 200, 320, 500, 630 и 1000 кВт напряжением 230 и 400 В, частотой 50 Гц.
Неавтоматизированные агрегаты и электростанции предназначены для одиночной работы и при номинальной частоте вращения генератора обеспечивают напряжения на шинах ДЭС, лежащие в пределах ±5% номинального значения.
Электростанции имеют аппаратуру и контрольно-измерительные приборы для управления и наблюдения за их работой.
Общий вид неавтоматизированной передвижной электростанции типа ЭСД-20 показан па рис. 1.
передвижная электростанция ЭСД-20
Рис. 1. Общий вид передвижной электростанции типа ЭСД-20 при снятом капоте.
1 — механизм управления: 2 —щит управления; 3 —рама; 4 — блок дизельных приборов; б — бензиновый Сак подогревателя; 6 — подогреватель; 7 — двигатель ДП-20.
Автоматизированные агрегаты и электростанции в зависимости от степени их автоматизации обеспечивают непрерывную работу без обслуживающего персонала в течение 4—240 ч.
Для автоматизированных ДЭС предусмотрены три степени автоматизации.
Первая степень обеспечивает автоматическое поддержание номинального режима работы (в том числе без обслуживания и наблюдения не менее 4 ч) после пуска и нагружения дизель-электрических агрегатов. При этом  должны работать аварийно-предупредительная сигнализация и защита, а также автоматически производиться подзаряд стартерных аккумуляторных батарей и наполнение топливных баков.
Вторая степень автоматизации включает в себя автоматику первой степени и устройства для дистанционного и автоматического управления дизель-электрическими агрегатами (пуск, синхронизация при параллельной работе, принятие нагрузки, останов, контроль за работой, поддержание неработающего дизеля в прогретом состоянии) со сроками необслуживаемой работы не менее 16 ч (агрегаты до 100 кВт) и 24 ч (агрегаты свыше 100 кВт)
Третья степень автоматизации включает в себя автоматику второй степени и устройства для управления дизель-электрическими агрегатами (пополнение топливных и масляных баков, подзаряд аккумуляторных батарей и пополнение воздушных баллонов, заданное распределение активных и реактивных нагрузок при параллельной работе, управление вспомогательными агрегатами) со сроками необслуживаемой работы не менее 150 ч (агрегаты до 100 кВт) и 240 ч (агрегаты свыше 100 кВт).

электростанция АСДА-100
Рис. 2. Общий вид автоматизированной электростанции типа АСДА-100 без щита управления.
1 — генератор ГСФ-100м; 2 — воздухоочиститель; 3 —щиток местного управления дизелем; 4 — дизель; 5 — топливный насос; 6 — топливный фильтр; 7 — водяной насос внешнего контура; 8 — пневмомаслопрокачивающий агрегат; 9 — масляный фильтр; 10 — расходный масляный бак.
Дизель-электрические станции 2-й и 3-й степеней автоматизации имеют также аварийно-предупредительную сигнализацию при достижении предельных значений температуры воды, масла, воздуха, давления масла, расхода и уровня жидкости, частоты вращения и т. д.
Общий вид стационарной электростанции показан на рис. 2.